Пoдeлиться:
Aвтoр:
Иннoкeнтий Кишкурнo
Финaльнaя чaсть исслeдoвaния фeнoмeнa нaрoднoгo aвтoмoбильнoгo нeймингa, и сeгoдня мы дoбрaлись дo мaрoк из Стaрoгo и Нoвoгo свeтa. Имидж? Лoяльнoсть клиeнтoв? Кaчeствo, нaдёжнoсть, стиль? Всё этo у них есть, но и кликухи, пожалуй, самые яркие.
В предыдущих сериях мы говорили про прозвища таких автомобилей:
- Лада, Москвич, Волга;
- УАЗ, ЗИЛ, ЗАЗ;
- японский автопром;
- корейский и китайский автопром.
Audi
Традиция давать прозвища автомобилям «большой немецкой тройки» берёт своё начало в конце 1980-х или начале 1990-х, когда в СССР появились первые массово ввезённые гражданами иномарки. Именно тогда автомобили бренда Ауди стали называть «Аудюха» и «Авдотья», немного позже появились «Яйца», «Четыре кольца» и «Властелин колец». Audi 80 поколения 1988-1992 гг. называли точно так же, как Toyota Corona 1993 года – «Бочка». Audi 100 из конца 1980-х – это «Сигара» и «Селёдка».
1 / 2
На фото: Audi 80 ‘1986–1991
2 / 2
На фото: Audi 100 ‘1982–87
Audi A6 нарекли, конечно же, «Шохой» (как ВАЗ-2106), а ныне иногда называют «Ажесть». Флагманский седан конца восьмидесятых V8 звали «ФАУ», а её преемница A8 стала «Авоськой». Расширялся модельный ряд «ингольштадтцев» – и русская народная фантазия врубалась вновь: спорткар Audi TT стал «Титькой» (что довольно метко, согласитесь), а кроссовер Q7 – «Кукушкой».
1 / 4
На фото: Audi A8 ‘1994–99
2 / 4
На фото: Audi A6 ‘1994–1997
3 / 4
На фото: Audi TT ‘1998–2006
4 / 4
На фото: Audi Q7 ‘2005–09
BMW
У «баварцев» тоже есть довольно старые прозвища – начать хотя бы с того, что собственно BMW всегда была «Бэхой», «Бэхычем» и «Бомбой», а вот «Бумером» седаны этой марки стали называть только в первой половине «нулевых», после выхода одноимённого фильма. Задолго до этого баварские «семёрки», «пятёрки» а порою и «тройки» звали «Акулами» — за характерно скошенный сверху вниз профиль передка.
1 / 2
На фото: BMW 5 Series ‘1972–н.в.
2 / 2
На фото: BMW 7 Series ‘1977–н.в.
Когда появился среднеразмерный кроссовер X3, то придумывать ему прозвище в общем-то и не требовалось – оно красовалось на крышке багажника, без обиняков читаемое российскими шутниками как «ХЭ-ЗЭ». Внимания не избежали даже некоторые шедевры мотоциклетного отделения BMW Motorrad: эндуро BMW R1200 GS в России стал «Гусём» — в ёмком прозвище одновременно обыгрываются буквы индекса и характерная форма переднего крыла.
Chrysler
Первый бренд из США, который мы сегодня вспоминаем. Популярных прозвищ у этих автомобилей не так уж много, и хотя сама марка относится к «живым классикам» автопрома, в России она не суперпопулярна. За исключением, пожалуй, ретро-универсала PT Cruiser – его у нас «Петей» кличут. Ну а факт того, что английские буквосочетания в названии бренда российскими глазами и ушами воспринимаются с некоторым трудом, привел к тому, что звучание слова стали модифицировать – так Крайслер стал «Чрислером», «Христлером» и «Схрустлером». Еще история знает пример, когда малограмотный, но изобретательный сотрудник отделения ГИБДД нарек автомобиль в свидетельстве о регистрации именем «Шруслер». Не удивимся, если в ближайшее время он станет, наконец, и «Хастлером». А вообще вы сами легко можете дописать сюда ещё несколько буквенных наборов.
Citroen
Французскую тему в нашей сегодняшней программе открывает Ситроен – он же «Цитроен», «Цитрамон», «Ситро», «Цитрон» и «Цитрус». Хэтч C2 России называли «Обрубок» — и правильно, а то наделают алюминиевых панелей, и давай экспериментировать с формой кузова. Модели С3 тоже досталось за внешность – она у нас «Колобок». А С5 первого поколения – «Рыба». Ох уж эти французские дизайнеры.
1 / 3
На фото: Citroën C2 ‘2003–08
2 / 3
На фото: Citroën C3 ‘2009–13
3 / 3
На фото: Citroën C5 ‘2001–04
Chevrolet
В предыдущей главе мы вспоминали корейскую Daewoo, которая некогда была частью американского бренда Chevrolet, и поэтому модель Lanos продавалась в мире и как Дэу, и как Шевроле. Соответственно, и клички у Chevrolet Lanos те же, что и у корейской сестры: «Ланька» и, к сожалению, «Анус» с «Поносом». Модели Lacetti повезло немного больше – она всего лишь «Лача». Aveo – «Авейка» и «Овечка». Ну а про Niva даже и рассказывать ничего не надо – она, конечно же «Шнива».
1 / 3
На фото: Chevrolet Lacetti ‘2004–н.в.
2 / 3
На фото: Chevrolet Lanos ‘2005–09
3 / 3
На фото: Chevrolet Niva ‘2002–2009
Ford
Ford в нашей стране – это просто Форд. Слишком уж давно длиться знакомство России с этим американским брендом, чтобы марке можно было давать какие-то прозвища. Но вот легковые модели – это совсем другое дело. Началось всё неизвестно когда, но нам понятно, что были Тарас (Taurus) – который, кстати, вообще-то не Таурус, а Торос и Вика (Crown Victoria) – а потом понеслось: «Жабомордый» (Ford Scorpio, 1994), «Моня» и «Мондюк» (Mondeo), «Фьюжик», «Фузя» и «Заяц» (Fusion)… Остановить безумие смог только Focus, у которого официальное название было столь метким, что оказалось очень устойчивым ко всяческим искажениям.
1 / 4
На фото: Ford Taurus LX ‘1985–1986
2 / 4
На фото: Ford Fusion ‘2005–12
3 / 4
На фото: Ford Mondeo ‘2007–14
4 / 4
На фото: Ford Scorpio Sedan ‘1994–98
FIAT
Ещё один бренд, который с нашей страной много что связывает, на сей раз итальянский. Несмотря на давнюю российскую историю, прозвища у «итальянцев в России» стали появляться относительно недавно – не в эпоху «Жигулей», а после прихода Фиата на отечественный авторынок со своей собственной продукцией: теперь у нас есть Альбина (Albea), Линейка (Linea) и Фунтик (Punto), причем прозвище последнего – такое же, как у тойотовской Funcargo, о которой мы говорили в одном из прошлых выпусков.
1 / 3
На фото: Fiat Albea ‘2002–05
2 / 3
На фото: Fiat Punto ‘1993–1999
3 / 3
На фото: Fiat Linea ‘2007–15
Hummer
С этим американским брендом – к сожалению, безвременно почившим в бозе – всё довольно просто: все модели (их не так много), как правило, именуются в России «танками», но иногда есть некоторые дополнения, описывающие ту или иную модель. Так, ортодоксальный Hummer H1 – это «Янки-танк», а Hummer H3 – «Мини-танк». Увы, из всех «танков» ныне по спецзаказу выпускается только тот самый армейский HMMWV («Хамви»), который когда-то стал моделью H1 и с которого всё началось. Но гражданским лицам танк теперь не купить…
1 / 2
На фото: Hummer H1
2 / 2
На фото: Hummer H3 ‘2005–2010
Jeep
Близкий родственник упомянутого выше «Схрустлера», зовущийся в наших краях «Жипом», тоже начал обрастать характерными эпитетами довольно давно. Наши читатели, которым уже «нормально за 30», хорошо помнят «Широкого» (Cherokee), его кореша «Большого Широкого» (Grand Cherokee) и анекдот про двух кавказцев: «Брат, я себе Жип купил!» — «Вах, брат, какой Жип, Широкий?» — «Та не, обычный, узкий…». Но всё это немного меркнет, если напомнить вам, как звали Jeep Wrangler: «Семейный сарай» и «Дедушкин шкаф».
1 / 3
На фото: Jeep Cherokee Pioneer 1984–87
2 / 3
На фото: Jeep Grand Cherokee ‘1993–96
3 / 3
На фото: Jeep Wrangler (YJ) 1987–95
Mercedes
Мерседесы у нас в стране любят какой-то особенной любовью. Судите сами, Mercedes – он и «Мерс», и «Мерин», и даже «Кабан». Знаменитый E-class 1995-2002 годов выпуска с четырьмя овальными фарами получил заслуженные титулы «Глазастый», «Лупатый», «Пучеглазый» и «Пучик». G-Class (Gelandewagen) – это «Гелик», «Геланд», «Кирпич», «Бешеный Кирпич», «Кубик» (как Nissan Cube), «Малевич», «Холодильник», а если версия от Brabus, то «Барбарис». Чувствуете, как снова повеяло девяностыми?
1 / 2
На фото: Mercedes-Benz E-Klasse ‘1999–2003
2 / 2
На фото: Mercedes-Benz G 320 (W463) ‘1994–98
Флагманский S-class в топовом исполнении с шестилитровым V12 – это «Шестисотый», и если вы этого не знали, то он уже за вами выехал. А если иметь ввиду серию W140 (так называемый «сто сороковой кузов»), то S-class – это ещё и «Рубль-сорок». Его младший брат, бизнес-седан Mercedes-Benz W124 – соответственно «Рубль-двадцать четыре». Позднее в эту компанию добавились «Витёк» (Vito), «Емеля» (ML) и ещё одна, после Toyota Сelica, «Целка» — CLK.
1 / 5
На фото: Mercedes-Benz Vito (W447) ‘2014–н.в.
2 / 5
На фото: Mercedes-Benz CLK 320 ‘1997–2002
3 / 5
На фото: Mercedes-Benz ML 350 ‘2005–08
4 / 5
На фото: Mercedes-Benz 230 ‘1987–1992
5 / 5
На фото: Mercedes-Benz 500 SEL ‘1990–1993
Opel
В Германии про Opel шутят, что «каждый автомобиль со временем становится Опелем». В России это не совсем так – у нас вообще любая иномарка любого возраста это ИНОМАРКА, а уж немецкая и подавно – но поржать над Опелем любят и тут. У этой марки тоже давнишний «роман» с нашей страной (из довоенного «Кадета» вырос первый «Москвич»), и издавна Opel зовётся у нас «Орлом», а также, простите, «Жопелем», ну а если это Kadett E (1984 — 1993), то он к тому же ещё и «Дутый». А если Astra – то вообще «Кастрат». Ну и завершая уже сию феерию, вспомним баян по теме: «На глухой лесной дороге обогнали Chevrolet. Присмотрелись – это ж Опель, только он кабриолет!».
1 / 2
На фото: Opel Kadett (E) ‘1984–89
2 / 2
На фото: Opel Astra ‘2004–07
Peugeot
Всё-таки французы стоят особняком – им с прозвищами в нашей стране просто дико везёт. Причем как с их количеством, так и с качеством. Ведь Peugeot – это не только «Пыж», «Пыжик» и «Пеугеот», но и «Пижон» и даже «Пивживот». Кроме того, тут необходимо выделить «Букашку», «Лолиту» (Peugeot 206) и «Бегемотика» (Peugeot 307).
1 / 2
На фото: Peugeot 307 ‘2005–11
2 / 2
На фото: Peugeot 206 ‘1998–2003
Renault
В продолжение французской темы – прозвища автомобилей Renault: Головастик (Symbol), Колюня (Koleos), Лохань, Поган, Чемодан (Logan), Клюшка (Renault Clio), и Волосатис (Vel Satis). Что называется, без комментариев.
1 / 5
На фото: Renault Clio ‘1990–н.в.
2 / 5
На фото: Renault Logan ‘2009–15
3 / 5
На фото: Renault Symbol ‘2008–12
4 / 5
На фото: Renault Vel Satis ‘2005–09
5 / 5
На фото: Renault Koleos ‘2008–11
Porsche
Рассказ хотя бы об одной марке нужно сегодня закончить чем-нибудь приличным, поэтому в начале скажем, что все автомобили Porsche имеют прозвища «Паршивец» и, уж простите, «Залупоглазка», а вот модель Cayenne – вполне нейтральное «Саян».
SAAB
Ещё одна автомобильная марка, которой больше с нами нет — нынешние электроэксперименты, в которых даже названия бренда не осталось, не в счёт. Как бы то ни было, а история была славная, и автомобили – выдающиеся. Может быть, именно в силу того, что эти тачки были столь прекрасны и необычны, никакие особенные прозвища к ним и не клеились, кроме одного: все Саабы изредка называют «Собаками». Жаль, что теперь оставшиеся машины постепенно будут переходить в разряд раритетов – или же на свалку. Старый пёс мой, так сказать, давно издох.
Seat
Вместе со «шведами» в нашу пёструю компанию затесались даже «испанцы» — которые, впрочем, уже давно обрели немецкого хозяина. Скажем прямо, Сеату досталось совсем немного русской народной любви. Саму марку иногда называют «Серый», а модель Толедо – «Толик».
Skoda
Примерно та же ситуация и со Шкодой, у неё в активе всего несколько прозвищ, и большинство принадлежит уже покинувшей конвейер в Квасинах модели – Skoda Felicia фигурирует в российском фольклоре как Филя, Филька, Филыч и Филимон. А вот Skoda Fabia удостоилась только одного – когда-то она была «Грустным осликом», но надо признать, что, сменив пару поколений, быть им совершенно перестала.
1 / 2
На фото: Škoda Felicia ‘1994–2001
2 / 2
На фото: Škoda Fabia ‘2007–10
Volvo
Окей, возвращаемся Швецию, и центрифугу креатива разматывает по новой. Volvo – это «Валя» или «Валюша», но иногда и «Вовка». Volvo 240 – это «Чемодан», а если кузов не седан, а универсал, то «Кирпич» (как Gelandewagen и LC Prado). Volvo 340, 343, 345 и 360 – это Окурок, как Acura, но тут дело уже не в созвучии, а в форме задней части кузова. Volvo 440 и 460 – «Рогатка». Ну а огромный даже по нынешним временам универсал Volvo 940 – «Авианосец».
1 / 3
На фото: Volvo 244 ‘1975–78
2 / 3
На фото: Volvo 300 Series
3 / 3
На фото: Volvo 940 ‘1990–1998
Volkswagen
Как журналисту уважаемого издания окончательно потерять стыд и рассудок? Написать цикл статьей про прозвища автомобилей. Потому что марку Volkswagen у нас иногда величают «Вагиной», а прозвища моделей удалось найти такие: Сарайваген (Passat), Креветкаваген (Passat В3, седан), Носок, Гоша и Гошик (Golf), Борис (Bora), Сырок (Scirocco), Тига (Tiguan), Шарик (Sharan), Табурег и Табуретка (Touareg).
1 / 7
На фото: Volkswagen Passat
2 / 7
На фото: Volkswagen Scirocco ‘1974–н.в.
3 / 7
На фото: Volkswagen Sharan ‘2004–2010
4 / 7
На фото: Volkswagen Tiguan ‘2011–н.в.
5 / 7
На фото: Volkswagen Bora ‘1998–2001
6 / 7
На фото:
7 / 7
На фото: Volkswagen Touareg ‘2007–10
Грузовики
И напоследок – прозвища, которые дают седельным тягачам дальнобойщики: Скамейка (Scania), Кактус (Mercedes-Benz Actros), Фред, Фредик (Freightliner), Глобик, Глобус (Volvo Globetrotter), Пони (Volvo FM), Страус (Iveco Stralis), Лобастая (Scania LTL, четвёртое поколение, высокая кабина), Кубик (International 9800) и Телевизор (Renault Magnum).
1 / 7
На фото: Mercedes-Benz Actros ‘1997–н.в.
2 / 7
На фото: Freightliner Classic ‘1991–н.в.
3 / 7
На фото: International 9800 ‘2004–н.в.
4 / 7
На фото: Renault Magnum ‘2006–13
5 / 7
На фото: Volvo FH16 750 8×4 tractor Globetrotter cab ‘2014–н.в.
6 / 7
На фото: Volvo FM 370 6×2 rigid Globetrotter cab ‘2013–н.в.
7 / 7
На фото: Iveco Stralis ‘2002–н.в.
***
Вот, собственно и всё. Безусловно, мы вспомнили и отыскали на просторах Интернета далеко не все прозвища, но хочется верить, что значительную часть. Впрочем, на законченный труд это всё равно никогда не потянет, ведь фантазия людей, как и их любовь к автомобилям, поистине бесконечна.