Шестиколесные машины из СССР — Колеса.ру

Пoдeлиться:

Aвтoр:
Мaксим Бeрёзкин

Трexoсныe мaшины в СССР – этo нe тoлькo пo сeй дeнь бoрoздящиe прoстрaнствo и врeмя КАМАЗы, КРАЗы и Уралы. Были в Союзе и другие машины, куда более редкие и интересные – и хотя шесть колес на трех осях чаще всего были нужны им для прокладки маршрутов там, где их не было до этого, на их внешность тоже было весьма любопытно взглянуть. Этим мы сегодня и займемся.

Вездеходы были нужны стране – геологическая разведка, освоение новых территорий, военные нужды и даже космические путешествия означали разработку новых специфичных и интересных машин. Они были большими и маленькими, серийными и штучными, красивыми и не очень. Но главное – все они были полезными.

НАМИ-076 «Ермак»

Этот тяжелый грузовик имеет привычную глазу компоновку с двумя осями в задней части, но в остальном был автомобилем весьма интересным. Построенный на армейском шасси, он создавался для вполне гражданских целей – прежде всего такие машины должны были работать лесовозами.

Такие тяжелые условия работы, помноженные на суровые климатические условия, разумеется, диктовали свои условия конструкции. Без полного привода и мощного двигателя на северных стройках и на лесозаготовках делать было нечего – и если привод 6х6 появился у машины сразу, то достаточный для работы мотор – только после испытаний, которые показали, что исходный V8 ЯМЗ-238Н слабоват, после чего его под кабиной сменил 320-сильный V12 ЯМЗ-240. Машина массой 21 тонну могла взвалить на себя еще 25 и передвигаться со скоростью до 65 км/ч. а успешность ее концепции подтвердилась продолжением работы над ней, в результате чего появился…

МоАЗ-7411

МоАЗ-7411 стал преемником «Ермака», сохранив общую концепцию, но получив доработки и прописку в белорусском Могилеве. Мощность его дизельного V12 составляла 500 сил, а внешний вид изменился благодаря новой кабине.

На фото: МоАЗ-74111

Спустя некоторое время после начала выпуска на базе грузовика был создан седельный тягач МоАЗ-74111, который мог буксировать прицепы массой до 60 тонн.

МоАЗ-7915

В отличие от предыдущих двух грузовиков, колесная формула 6х6 была нужна этой машине не для повышения проходимости, а для эффективной реализации крутящего момента и облегчения буксировки самолетов – ведь это был аэродромный тягач, созданный для перемещения в том числе тяжелых транспортных самолетов «Руслан» и «Мрия». И о нем, и о двух предыдущих экземплярах подборки мы рассказывали в материале об уникальных машинах из Белоруссии, наряду со многими другими любопытными, но многоосными специальными автомобилями.

МоАЗ-7915 был уникален тем, что состоял из двух шарнирно-сочлененных моторизованных секций, каждая из которых имела собственный 600-сильный дизельный V12. Благодаря в том числе и этой особенности тягач мог буксировать воздушные судна массой до 400 тонн.

БАЗ-5937/5939

А вот особенностью машин этого семейства была проходимость не только по земле, но и по воде. Эти уникальные плавающие машины были созданы для военных нужд – для несения зенитных ракетных комплексов «Оса».

Истории создания и эксплуатации этих любопытнейших амфибий мы тоже посвятили отдельный материал. Здесь же стоит сказать, что успешно выполнять боевые задачи этим машинам помогал привод на все колеса, которые через пятиступенчатую механическую коробку передач вращал дизельный V6 мощностью 300 л.с. В полной боевой готовности БАЗ мог передвигаться со скоростью до 60 км/ч на суше и до 8 км/ч на воде.

БАВ-485

Однако у БАЗ-5937/5939 был предшественник – «большой автомобиль водоплавающий» с индексом 485. Он в своем третьем серийном выпуске производился на том же Брянском автозаводе с 1960 года, а до того в зависимости от места и времени выпуска именовался ДАЗ-485, ЗИС-485 или ЗИЛ-485.

По своей конструкции это был скорее корабль, чем вездеход – хотя технически он позаимствовал многое у зиловских грузовиков. На воде семитонная машина могла передвигаться со скоростью до 10 км/ч – и, что интересно, ее максимальная грузоподъемность в 2,9 тонны также достигалась именно при переправах через водные препятствия, ограничиваясь 2,5 тоннами на суше.

БАЗ-5921

Эта амфибия, в свою очередь, отчасти является преемницей БАЗ-5937: общий принцип и агрегатная база были позаимствованы именно у нее. Однако если БАЗ-5937 насла на себе комплекс «Оса», то новая машина создавалась для транспортировки ракетного комплекса «Точка».


Имея схожую полную массу, автомобиль был перекомпонован для несения нового вооружения. Однако ходовые качества тоже остались практически теми же: машина имеет привод на все колеса и способна передвигаться со скоростью до 70 км/ч на суше и до 8 км/ч на воде.

БТР-152

БТР-152 – ровесник расположившегося выше 485-го: он был принят на вооружение в середине прошлого века. Машина была создана на базе ЗИС-151 и получила полноприводную компоновку с подключаемым передним мостом. Ее сердцем стал 110-сильный двигатель ЗИЛ-123В, а число модификаций и исполнений было огромным, определяясь спектром поставленных задач.

Не менее огромным был и список стран, в которых использовался БТР-152 за свою долгую жизнь. В него вошли и СССР, вошли страны Азии, Европы и Африки, а в Сирии эти машины трудятся до сих пор.

ЗИЛ-132

На самом деле, общее имя ЗИЛ-132 скрывает за собой множество разнообразных машин, объединенный концепцией шести ведущих колес на трех осях. Сама эта концепция оформилась в ЗИС-134ЭЗ, а всю историю шестиколесных ЗИЛов этой серии можно проследить в нашем специальном материале.

На фото: ЗиЛ-132 Опытный ‘1960

Здесь же мы посмотрим на фотографии – они лучше любых слов покажут многообразие и необычность этих вездеходов. Арочные шины, плавающие версии и газотурбинный двигатель – в серии ЗИЛ-132 было много интереснейших технических решений.

ЗИЛ-167Э

Почти 10 метров длины, 85 сантиметров клиренса, 12 тонн снаряженной массы и два шестилитровых бензиновых V8, чтобы приводить все это в движение – таким родился вездеход ЗИЛ-167Э. Родился он в первую очередь для того, чтобы работать на Крайнем Севере – но машина получилась удачной практически для любого потенциально подходящего сценария эксплуатации.

Разумеется, этот уникальный автомобиль мы тоже не обошли вниманием   – да и можно ли было не уделить его «Лосю», как его неофициально называли современники. Жаль только, что столь перспективный проект так и не стал серийным – несмотря на успешные испытания, в реальную жизнь пошла другая машина с привычным гусеничным шасси…

ЗИЛ-49061

Само по себе имя ЗИЛ-49061 тоже звучит сухо – в отличие от его приставки «Синяя птица». Эти поисково-эвакуационные машины создавались для самых передовых целей: для «встречи с орбиты» космических экипажей и доставки их с места приземления в населенные пункты.

ЗИЛ-49061 – это уже один из последних автомобилей серии, о разработке которой можно узнать из нашего материала. Путь от первой безымянной ПЭУ (поисково-эвакуационной машины) до «Синей птицы» был полон инженерных изысканий и жестких испытаний, а тщательность разработки подтверждает важность миссии этих вездеходов. И эти уникальные машины до сих пор остаются на вооружении ВВС и МЧС, оставаясь незаменимыми и единственными в своем роде.

ЛуАЗ-972/1901

Свои образцы вездеходов с шестью ведущими колесами на трех осях были и у Луцкого автозавода. Создав свой транспортер переднего края, в Луцке не удовольствовались только им, и в начале 80-х разработали машину с удлиненным кузовом и дополнительной средней осью, колеса которой были не только ведущими, но и управляемыми.

В 1990 году проект получил продолжение уже под индексом 1901. Мы рассказывали об этих проектах в материале о секретных вездеходах ЛуАЗа   – машина с 50-сильным трехцилиндровым дизелем и самоблокирующимися дифференциалами на всех осях прошла испытания, но дальнейшего развития так и не получила.


Арктика

Название этой машины не оставляет простора для размышлений относительно целей ее создания и потенциальной сферы применения. Легкий вездеход-амфибия на шинах сверхнизкого давления имел массу, не превышающую 850 кг, а в качестве пресловутых шин использовались грузовые или вертолетные камеры.

Получившаяся конструкция могла не только передвигаться по рыхлым и слабым грунтам, но даже плавать – причем для форсирования водных преград не требовалась дополнительная оснастка, кроме специальных маленьких гребных лопастей на колесах, которые повышали максимальную скорость. Простота сборки и эксплуатации машин обеспечивалась в том числе тем, что в качестве силового агрегата выступали 1,1- и 1,3-литровые моторы от ВАЗ-2108, а также 650-кубовый 1111 от Оки, работающие в паре с четырехступенчатой механической КПП.

Ухта

Ну а в завершение подборки нельзя не упомянуть вездеход, который, в отличие от всех вышеперечисленных, был разработан силами не целого завода или конструкторского бюро, а всего нескольких человек по собственной инициативе. «Ухта» была создана на доступной агрегатной базе, имея мотор-«воздушник» от ЗАЗ-968 и трансмиссию от ЛуАЗ-969, которые были смонтированы на трубчатой раме.

Машина была лишена системы подвесок – вся роль демпфирования неровностей была возложена на шины низкого давления. Управление при этом было не традиционным, с рулем и педалями, а «бульдозерного» типа, с двумя рычагами, которые притормаживают колеса на правой и левой сторонах машины для ее поворота. Получившаяся конструкция могла перемещаться как по суше, так и по воде, причем для второго сценария использования был предусмотрен гребной винт.