РАФ-2203: самый массовый микроавтобус СССР — Колеса.ру

Пoдeлиться:

Aвтoр:
Oлeг Пoлaжинeц

Этoт нeбoльшoй микрoaвтoбус в вoсьмидeсятыe гoды был нeoтъeмлeмoй чaстью сoвeтскoгo пeйзaжa прaктичeски в любoм угoлкe oгрoмнoй стрaны. Мaршрутнoe тaкси, «скoрaя», служeбный aвтoмoбиль – «рaфики» трудились вo всex oтрaсляx, связaнныx с пeрeвoзкaми нeбoльшиx групп пaссaжирoв. Именно поэтому со временем «ласкательно-уменьшительное» прозвище, которое получила эта машина, стало именем нарицательным – многие жители СССР даже после развала Союза по инерции называли «рафиком» практически любой небольшой микроавтобус. Чем же этот автомобиль завоевал признание обычных граждан и более того – большую симпатию у водителей, которым довелось поработать за рулём рижских машин?

Пластическая масса

Новым микроавтобусом в Риге стали заниматься вскоре после того, как начался серийный выпуск РАФ-977. Уже в 1963 году конструкторы РАФа занялись разработкой новой модели, кузов которой планировали выполнить не из традиционного металла, а из армированного стекловолокна. Подобное направление в те годы было достаточно популярным – можно вспомнить и мелкосерийный микроавтобус Старт, и другие экспериментальные модели со стеклопластиковыми кузовами.

Альтернативный материал был выбран по нескольким причинам. Во-первых, химическая промышленность СССР в это время активно занималась инновационными материалами для широкого применения – а это значило, что стеклопластику могло найтись применение и в автомобильной отрасли. Во-вторых, применение пластика вместо традиционного листового металла теоретически сделало бы автомобиль не только гораздо легче, но и долговечнее – ведь с точки зрения коррозионной устойчивости пластмассовый кузов получился бы «вечным». Наконец, такой приём сулил неплохую экономию стального листа, что в масштабах всей страны казалось весьма перспективным вариантом для снижения себестоимости продукции.

На фото: РАФ-982-0

Однако по ряду причин освоение стеклопластика в качестве материала для изготовления кузовных деталей было приостановлено. Смена руководства страны означала и пересмотр приоритетов и направлений – в том числе, это касалось и химической промышленности. К тому же эксперименты со стеклопластиком показали, что этот материал не обладает достаточной механической прочностью и проигрывает металлу в стабильности характеристик.

Два варианта

После того, как работы по стеклопластику были окончательно свернуты, конструкторы вернулись к более традиционному металлу, из которого и должен был изготавливаться кузов будущего микроавтобуса. Техническое задание в конце шестидесятых годов еще не было конкретно сформировано, но все на Рижской автобусной фабрике понимали, что автомобиль должен базироваться на агрегатной базе все той же «двадцать первой» Волги. Единственное ограничение – пассажировместимость: микроавтобус в итоге должен был получиться двенадцатиместным.

В специально организованном конкурсе приняли участие две творческие группы заводских конструкторов, каждая из которых должна была построить по два опытных образца собственной конструкции. Прототипы отличались только «добавочной» цифрой в индексе: группа А. Миезиса строила РАФ-982-1, а команда А. Бергса – РАФ-982-2.

1 / 5

2 / 5

3 / 5

4 / 5

5 / 5

Коллектив Миезиса пытался уйти от вагонной компоновки к полукапотной – примерно по такой же схеме был выполнен новейший Ford Transit образца 1965 года. Важное отличие такой схемы – водитель и пассажир сидели не «на колесе», как у первого микроавтобуса РАФ, а за передней осью (как на современных ГАЗелях). При этом микроавтобус по виду получился довольно тяжеловесным и устаревшим. Эффект лишь усиливался небольшой площадью остекления и высоко поднятой боковой линией.

1 / 2

РАФ-982-1 группы Миезиса выглядел довольно тяжеловесно

2 / 2

РАФ-982-1 группы Миезиса выглядел довольно тяжеловесно

А вот вариант, который спроектировала группа Бергса, получился совершенно другим. Не отступая от привычной вагонной компоновки с расположением водителя и пассажира над передней осью, второй команде удалось создать очень необычный внешне однообъемный автомобиль, который благодаря большой площади остекления и сильному наклону лобового стекла выглядел нетрадиционно и при этом очень современно.

В конце шестидесятых нарисованный членом Союза художников СССР Артуром Эйсертом РАФ-982-2 смотрелся этаким «пришельцем из будущего» – микроавтобусом, опередившим своё время.

1 / 2

Группа Бергса создала удивительно футуристичный прототип

2 / 2

Группа Бергса создала удивительно футуристичный прототип

Действительно, даже зарубежный автопром на тот момент не выпускал автомобили со столь смелой и самобытной внешностью. И удивительнее всего, что при всей нетривиальности микроавтобус получился очень привлекательным – гармоничным эстетически и попросту красивым.

Межведомственная комиссия Минавтопрома на показе первых экземпляров каждой группы внимательно изучила оба варианта и вместе с представителями Министерства здравоохранения и специалистами НАМИ пришла к выводу, что более традиционный и привычный вариант Миезиса с точки зрения запуска в серийное производство выглядит предпочтительнее. Однако к следующим «смотринам» в 1971 году группа Бергса смогла подготовить усовершенствованный вариант РАФ-982-2, избавив по возможности свой прототип от самых очевидных недостатков. При этом внешность машины намеренно слегка «приземлили», что впоследствии благоприятно сказалось на восприятии «концепта».

Предсерийный прототип РАФ-2203

«Второе издание» было принято лучше первого, и комиссия вынесла свой вердикт: в Латвии будет выпускаться автомобиль, созданный на основе именно прототипа 982-2. Правда, для этого сначала нужно было… построить новый завод, поскольку Рижская фабрика по уровню технологий и производственным мощностям никак не соответствовала требованиям, которые закладывались еще на стадии разработки проекта нового микроавтобуса. Поэтому РАФ второго поколения должны были выпускать не в самой Риге, а в соседней Елгаве, где вскоре началось строительство нового автозавода.

Будущий РАФ-2203 появился на обложке журнала «За Рулем» уже в 1974 году, но еще в 1971-м фото прототипа мелькало на страницах издания!

Поскольку в начале семидесятых годов автомобильная промышленность была на подъеме, на новом предприятии устанавливали самое современное прессовое, штамповочное и окрасочное оборудование. В это время в Армении как раз активно меняли оснастку для производства ЕрАЗ-762, но завод в Елгаве если и не превосходил Ереванский завод по уровню технологий, то по объемам будущего производства был на порядок выше, в один миг став самым крупным производителем микроавтобусов в СССР.

Но на момент начала строительства нового автозавода в Латвии работы над самим микроавтобусом еще не были закончены. Для доводки новой конструкции были подключены специалисты из НАМИ, задачей которых было сделать машину «самой-самой» по техническим характеристикам, надежности и даже конкурентоспособности на внешних рынках. Наконец, нужно было охватить всю гамму модификаций, ведь будущему микроавтобусу предстояло освоить массу профессий и предстать в самых различных ипостасях. В отличие от прежних РАФов и уже упоминавшихся ЕрАЗов, микроавтобус нового поколения также должен был стать самым массовым автомобилем такого типа – а это значит, что и технология его производства, и конструкция должны были «затачиваться» под этот важный нюанс.

1 / 4

Предсерийные версии имели другую отделку

2 / 4

Предсерийные версии имели другую отделку

3 / 4

Предсерийные версии имели другую отделку

4 / 4

Предсерийные версии имели другую отделку

В процессе доводки микроавтобус далеко ушел от своего прототипа – в серийном РАФ-2203 угадывается первый вариант Бергса с индексом 982-2, но – не более того.

При этом за время разработки новой модели и цикла доводочных работ у РАФа появился новый «донор агрегатов» – в Горьком вместо привычной и уже устаревшей ГАЗ-21 начался выпуск более современной Волги ГАЗ-24. Разумеется, для латвийской новинки решили использовать узлы и агрегаты «двадцать четверки» – благо, конструктивно они отличались от компонентов предшественницы не настолько значительно, чтобы это потребовало серьезных изменений в конструкции или компоновке микроавтобуса.

Новый «рафик»

По сравнению с РАФ-977Д, микроавтобус второго поколения стал не только современнее внешне, но и комфортабельнее. Благодаря другим пропорциям у автомобиля заметно понизился центр тяжести, что благоприятно сказалось на развесовке и, как следствие, управляемости и устойчивости. За безопасность РАФ-2203 отвечала более современная двухконтурная система привода тормозов, а в салоне появились удобные раздельные кресла для всех пассажиров; металлические элементы салона прикрыли мягкими накладками.

1 / 4

Ранние экземпляры визуально можно опознать по круглым зеркалам и «подфарникам» от ГАЗ-24

2 / 4

Ранние экземпляры визуально можно опознать по круглым зеркалам и «подфарникам» от ГАЗ-24

3 / 4

Ранние экземпляры визуально можно опознать по круглым зеркалам и «подфарникам» от ГАЗ-24

4 / 4

Ранние экземпляры визуально можно опознать по круглым зеркалам и «подфарникам» от ГАЗ-24

Интересная деталь: новый микроавтобус получил собственную… эмблему, состоявшую из стилизованного силуэта машины, в который латиницей «вписали» заводскую аббревиатуру RAF. Поэтому некоторые советские граждане поначалу были уверены в том, что этот микроавтобус изготовлен «за границей», а эффектный дизайн новинки лишь усиливал подобное впечатление.

Десять лет конвейерного стажа

В конце 1975 года в Елгаве была собрана первая партия микроавтобусов РАФ-2203, а уже с 1977 года в серию запустили и модификацию скорой медицинской помощи РАФ-22031. Ведь именно «скорая» по объемам выпуска планировалась в качестве основной модификации новой модели.

1 / 9

Масштабная модель РАФ-2203 производства DeAgostini для журнальной серии «Автолегенды СССР»

2 / 9

Масштабная модель РАФ-2203 производства DeAgostini для журнальной серии «Автолегенды СССР»

3 / 9

Масштабная модель РАФ-2203 производства DeAgostini для журнальной серии «Автолегенды СССР»

4 / 9

Масштабная модель РАФ-2203 производства DeAgostini для журнальной серии «Автолегенды СССР»

5 / 9

Масштабная модель РАФ-2203 производства DeAgostini для журнальной серии «Автолегенды СССР»

6 / 9

Масштабная модель РАФ-2203 производства DeAgostini для журнальной серии «Автолегенды СССР»

7 / 9

Масштабная модель РАФ-2203 производства DeAgostini для журнальной серии «Автолегенды СССР»

8 / 9

Масштабная модель РАФ-2203 производства DeAgostini для журнальной серии «Автолегенды СССР»

9 / 9

Масштабная модель РАФ-2203 производства DeAgostini для журнальной серии «Автолегенды СССР»

Ранние микроавтобусы (выпуска до 1979 года) отличаются от более поздних «рафиков» некоторыми деталями отделки. Визуально опознать такую машину можно по круглому корпусу боковых зеркал и плавным углам переднего бампера без отдельных «клыков», парой небольших бамперов по углам задней части, «подфарникам» от ГАЗ-24 и хромированным колпакам от «двадцать первой» Волги. Также машины первых выпусков оснащались оригинальной панелью приборов, от которой впоследствии отказались в пользу стандартной детали ГАЗ-24.

Более поздние РАФ-2203 легко отличить по «автобусным» указателям поворотов под передним бампером. Именно такая версия «рафика» выпускалась почти 10 лет   (вплоть до 1987 года) без особых изменений.

«Рафик» использовался не только на рейсовых маршрутах, но и в качестве такси

Несмотря на то, что в 1979-м продукция Рижской автобусной фабрики была удостоена государственного Знака качества, уже с начала восьмидесятых на уровень изготовления и сборки маршрутных такси и карет скорой помощи поступало немало нареканий.

1 / 4

Работа «неотложкой» была одной из главных профессий для нового микроавтобуса Рижской автобусной фабрики

2 / 4

Работа «неотложкой» была одной из главных профессий для нового микроавтобуса Рижской автобусной фабрики

3 / 4

Работа «неотложкой» была одной из главных профессий для нового микроавтобуса Рижской автобусной фабрики

4 / 4

Работа «неотложкой» была одной из главных профессий для нового микроавтобуса Рижской автобусной фабрики

Когда уровень брака превысил 10% от количества выпущенных автомобилей, руководство завода сменили, а для модернизации микроавтобуса были выделены немалые государственные средства.

В результате усовершенствований РАФ планировали сделать не только современнее, но и качественнее. Еще в начале восьмидесятых годов в Риге создали опытный образец РАФ-22038 – как сказали бы сейчас, рестайлинговую версию первой модели. В ходе обновления планировалось усиление кузова, улучшение вентиляции салона благодаря наличию люка и дополнительных форточек, более современная ходовая часть с другой конструкцией передней подвески и новый интерьер.

1 / 2

Перспективные варианты модернизированного микроавтобуса в начале восьмидесятых смотрелись вполне актуально

2 / 2

Перспективные варианты модернизированного микроавтобуса в начале восьмидесятых смотрелись вполне актуально

Однако к середине восьмидесятых годов стало понятно, что завод не в состоянии сразу внедрить все новшества, поэтому в 1987 году началось производство «переходной» модели под индексом 2203-01. Её главное техническое отличие – двигатель ЗМЗ-402.10 от Волги ГАЗ-24-10, а внешне модель легко отличить от первой итерации «рафика» по ряду характерных признаков. Так, передние «поворотники» переехали под решетку радиатора, вместо «круглых» бамперов на машине появились детали из алюминиевого профиля с черными боковыми клыками, передние двери лишились форточек и получили большие пластиковые зеркала, а вместо хромированных колпаков по центру колёсных дисков появились пластиковые вставки.

РАФ-2203-01 выпуска после 1987 года

Кроме основных модификаций (маршрутное такси и скорая помощь), в Риге были разработаны и другие версии микроавтобуса специального назначения – передвижной пожарный штаб или машина для оперативной службы МВД СССР. Однако впоследствии такие «спецверсии» в Латвии не выпускались, а различные ремонтные предприятия по заказу переделывали таким образом обычные пассажирские РАФ-2203.

1 / 2

«Милицейские» модификации обычно переоборудовались уже за пределами Латвии

2 / 2

«Милицейские» модификации обычно переоборудовались уже за пределами Латвии

В 1979 году было выпущено несколько «олимпийских» модификаций РАФ-2203, которые должны были обслуживать грядущую Олимпиаду-80. Рижский завод подготовил спецверсии и до начала 1980 года изготовил в цехе малых серий около 300 экземпляров «олимпийских рафиков». Так, почетное сопровождение олимпийского огня из Греции в СССР (дань древнегреческой традиции) было возложено на РАФ-2907, в котором ответственные хранители вместе с запасными факелами сопровождали бегунов. Разумеется, специфика такой езды с низкой скоростью на протяжении длительного времени потребовала серьезной доработки системы охлаждения, однако РАФ с честью справился с «олимпийской миссией».

1 / 2

Спецверсии «рафика», изготовленные к Олимпиаде-80

2 / 2

Спецверсии «рафика», изготовленные к Олимпиаде-80

Самым необычным вариантом был РАФ от финской компании TAMRO, которая по заказу СССР занималась переоборудованием «рафиков» в реанимобили скорой помощи. В Финляндии было сделано не так уж и много «реанимаций», однако в восьмидесятые годы на улицах многих городов можно было встретить микроавтобусы лимонно-желтого цвета с ярко-красными полосами и высокой стеклопластиковой надстройкой крыши.

1 / 5

Медики СССР ласково называли финскую версию TAMRO «Тамарой»

2 / 5

Медики СССР ласково называли финскую версию TAMRO «Тамарой»

3 / 5

Медики СССР ласково называли финскую версию TAMRO «Тамарой»

4 / 5

Медики СССР ласково называли финскую версию TAMRO «Тамарой»

5 / 5

Медики СССР ласково называли финскую версию TAMRO «Тамарой»

Советские водители общественного транспорта и работники «неотложки» быстро полюбили небольшой, но достаточно комфортабельный и маневренный микроавтобус.

Конечно, у РАФ-2203 были недостатки – кроме огрехов изготовления и сборки, конструктивно микроавтобус получился не слишком безопасным для водителя и переднего пассажира. Ведь при фронтальном ДТП лишенная зон деформации машина с несущим кузовом слабо поглощала энергию удара. Да и «волговская» платформа при максимальной загрузке была слабовата, поэтому постоянно работавшие на маршрутах «рафики» уже через 4-5 лет интенсивной эксплуатации требовали капитального ремонта. При этом из-за вагонной компоновки микроавтобус был не слишком удобен в обслуживании, а доступ к двигателю был возможен только со стороны салона, поэтому любое серьезное вмешательство требовало демонтажа силового агрегата.

1 / 2

В восьмидесятые годы и пассажиры, и водители общественного транспорта любили шустрые «рафики»

2 / 2

В восьмидесятые годы и пассажиры, и водители общественного транспорта любили шустрые «рафики»

Несмотря на все это, РАФ-2203 стал одним из немногих советских микроавтобусов, активно экспортирующихся за рубеж – прежде всего, в страны Совета Экономической Взаимопомощи. «Рафики» в достаточно больших количествах поставлялись в Чехословакию, Польшу, Венгрию, Болгарию, ГДР и даже в такие страны, как Финляндия, Монголия, Вьетнам, Куба, Панама, Ирак, Афганистан и Китай.

РАФ-2203 в роли «технички» ВО Автоэкспорт

До распада Советского Союза в Латвии выпускали около 15   000 экземпляров ежегодно, благодаря чему РАФ-2203 стал самым массовым советским микроавтобусом «всех времён и народов».

Стотысячный РАФ-2203 в цехе фабрики (г. Елгава). Фото из архива Алексея Чуйко

В 1992 году для Рижской фабрики наступили тяжелые времена: государственная поддержка резко и полностью прекратилась, а прежние рынки сбыта практически сразу закрылись. Вдобавок завод столкнулся с неприятными гримасами того времени – цены на комплектующие резко взлетели, а покупатели за сильно подорожавшими «рафиками» в очередь отнюдь не выстраивались. Вдобавок в бывшие советские республики хлынул поток автомобильного «секонд-хенда» из Европы – в том числе и подержанных микроавтобусов. А еще многие покупатели отдавали предпочтение «рафикам», но не новым, а списанным из различных госучреждений – в первой половине девяностых годов у многих советских автомобилистов наконец-то появилась возможность на деле «прикоснуться к прекрасному», став владельцем изрядно потрепанного микроавтобуса.

1 / 5

РАФ-22038-02 легко опознать по пластиковой решетке радиатора

2 / 5

РАФ-22038-02 легко опознать по пластиковой решетке радиатора

3 / 5

РАФ-22038-02 легко опознать по пластиковой решетке радиатора

4 / 5

РАФ-22038-02 легко опознать по пластиковой решетке радиатора

5 / 5

РАФ-22038-02 легко опознать по пластиковой решетке радиатора

РАФ пытался удержаться на плаву и даже пробовал провести очередную модернизацию своего микроавтобуса, который после обновления получил индекс 22038-02. Увы, усовершенствованные тормоза, другой карбюратор, более эффективная система вентиляции и отопления, новая приборная панель – вот, пожалуй, и все изменения, которые удалось воплотить в реальность. Не были внедрены ни новая передняя подвеска, ни запланированные изменения по кузову.

1 / 7

Ранний и поздний «рафики» внешне отличаются лишь деталями отделки

2 / 7

Ранний и поздний «рафики» внешне отличаются лишь деталями отделки

3 / 7

Ранний и поздний «рафики» внешне отличаются лишь деталями отделки

4 / 7

Ранний и поздний «рафики» внешне отличаются лишь деталями отделки

5 / 7

Ранний и поздний «рафики» внешне отличаются лишь деталями отделки

6 / 7

Ранний и поздний «рафики» внешне отличаются лишь деталями отделки

7 / 7

Ранний и поздний «рафики» внешне отличаются лишь деталями отделки

Пытаясь найти новых покупателей, в Риге создали несколько необычных «коммерческих» модификаций – грузовик с двойной кабиной и бортовой платформой, а также пикап.

1 / 2

В первые годы после обретения независимости Латвии «рафик» оставался основным служебным транспортом для многих государственных структур

2 / 2

В первые годы после обретения независимости Латвии «рафик» оставался основным служебным транспортом для многих государственных структур

Однако продукту другой эпохи и прежнего государства это уже не помогло: после выхода на рынок нижегородской «ГАЗели» в Риге были вынуждены полностью прекратить производство своих устаревших и окончательно бесперспективных микроавтобусов. Произошло это в 1997 году – таким образом, РАФ-2203 и его наследники продержались на конвейере ровно 20 лет. А уже год спустя, в 1998-м, стала достоянием истории и сама Рижская автобусная фабрика.

ОпросКак вы относитесь к РАФ-2203?

  • Это любимая маршрутка моего детства!

  • «Рафик» всегда нравился мне своим видом

  • Не понимаю, почему за 20 лет его так толком и не усовершенствовали

  • До этого времени я почти ничего не знал об этом микроавтобусе

РезультатыPoll Options are limited because JavaScript is disabled in your browser.

  • «Рафик» всегда нравился мне своим видом 45%, 45 45 45% 45% от всех голосов
  • Это любимая маршрутка моего детства! 29%, 29 29 29% 29% от всех голосов
  • Не понимаю, почему за 20 лет его так толком и не усовершенствовали 20%, 20 20 20% 20% от всех голосов
  • До этого времени я почти ничего не знал об этом микроавтобусе 5%, 5 5 5% 5% от всех голосов

Всего голосов: 9931.01.2017 × Вы или с вашего IP уже голосовали. Голосовать

  • Это любимая маршрутка моего детства!
  • «Рафик» всегда нравился мне своим видом
  • Не понимаю, почему за 20 лет его так толком и не усовершенствовали
  • До этого времени я почти ничего не знал об этом микроавтобусе

× Вы или с вашего IP уже голосовали. Результаты