Любитe футбoл? Тoгдa прeдстaвьтe сeбe, чтo пeрeд пoслeдним турoм чeмпиoнaтa Рoссии нa чемпионский титул претендуют девять клубов. При таком раскладе по всей стране наверняка кипели бы запредельные страсти, а битва за чемпионство стала бы главным событием дня. Правда, история отечественного футбола доказывает, что такая ситуация возможна только в теории. А в отечественном автоспорте – вполне возможна на практике. 23 и 24 сентября на трассе в Казани пройдет решающий этап Российской серии кольцевых гонок, самого масштабного и престижного автоспортивного турнира в стране. И в одном из классов шансы стать чемпионом сохраняют девять пилотов, представляющих шесть регионов страны (от Орла до Оренбурга) и выступающих на машинах четырех разных марок. И хотя у ряда гонщиков эти шансы уже чисто математические, всерьез за титул будут бороться минимум пять спортсменов. Нетрудно догадаться, что в такой ситуации права на ошибку нет – любая мелкая помарка или, наоборот, любой локальный успех могут стать решающими.
В четырех других классах СМП РСКГ претендентов на титулы поменьше, но интригу обеспечивает принципиальность противостояний. «Lada против всех» — примерно так можно сформулировать фабулу нынешнего сезона: отечественный автопроизводитель, в этом году резко расширивший свою спортивную программу, воюет сразу на нескольких фронтах. К примеру, в самом доступном классе «Национальный» соперники у тольяттинцев – те же, что и на российском автомобильном рынке: гонщики на хэтчбеках Lada Kalina сражаются за титул обладателя Кубка России с пилотами, управляющими «натурализованными иномарками» — собирающимися в нашей стране Volkswagen Polo и Kia Rio. Причем события на гоночных трассах и в автосалонах удивительным образом развиваются по схожему сценарию. К примеру, автомобиль Kia Rio на протяжении всего года остается самым популярным автомобилем среди россиян – вот и в классе «Национальный» выступающий на Rio казанец Айдар Нуриев как захватил лидерство в начале сезона, так и сохраняет его накануне решающего этапа. Правда, отрыв от соперников у него крошечный – 8 очков, в то время как за один этап можно заработать 52 балла. А вот по количеству проданных машин «кореец» опережает ближайшего соперника (Lada Granta) гораздо серьезнее – на 3 500 экземпляров. Такое отставание за одни выходные не отыграешь.
Противоборство тольяттинцев и пилотов на Subaru в классе «Супер-продакшн» — история более экзотическая. На рынке два этих бренда друг другу явно не конкуренты: с одной стороны – о продажах на одном уровне с «АвтоВАЗом» японцам остается только мечтать, с другой – у автомобилей Subaru и двигатели помощнее, и список опций гораздо шире. А вот за победы в заездах Российской серии кольцевых гонок седаны Lada Vesta и купе Subaru BRZ сражаются на равных. Причем порой это сражение напоминало настоящую игру в поддавки: на каждую крупную неудачу одной команды вторая тут же делала встречный реверанс. На автомобиле лидера тольяттинского коллектива серьезная неисправность обнаруживалась за считанные минуты до старта заезда – самый быстрый гонщик на Subaru вылетал с трассы. Результат одного из пилотов Lada Vesta аннулировали технические комиссары – его соперник на Subaru получал штраф от судей за некорректные маневры на старте. Случались и воистину комичные ситуации: однажды выступающий на Subaru гонщик из-за просроченной справки не смог вовремя пройти медосмотр – и не был допущен до квалификационных заездов, по итогам которых распределяются места на старте субботней гонки. К старту гонки нужная справка была получена, но начав заезд с последней позиции, пилот не смог пробиться в первую тройку и недосчитался ценных очков.
А в самом мощном, быстром и престижном классе – «Туринге» — Lada осмелилась бросить вызов престижной немецкой марке – Audi. Причем вызов более чем осмысленный: по ходу сезона новейшие ярко-желтые автомобили Lada Vesta с моторами мощностью около 350 л.с. одержали несколько побед, а самый быстрый из пилотов тольяттинской команды занимает второе место в общем зачете и имеет определенные шансы побороться за титул чемпиона России. Правда, столь быстрой и успешной у машины из Тольятти получилось стать, только позаимствовав ряд ключевых агрегатов у иномарок. К примеру, при разработке двигателя для боевой Vesta за основу взяли турбомотор Renault, турбину выбрали из ассортимента BMW, использовали ступицы от кроссовера Nissan Murano, а задние тормозные диски – от седана Nissan Primera. Впрочем, среди гоночных машин сейчас сложно найти автомобиль, все ключевые узлы и агрегаты которого были бы изготовлены в одной и той же стране. Вот и главный конкурент отечественной машины – новейшая Audi RS3 – представляет собой результат работы не только немецких инженеров, но всего транснационального концерна Volkswagen. Который при этом не стесняется пользоваться услугами базирующихся в самых разных странах независимых инжиниринговых компаний. Кстати, даже если орудием победы в чемпионате станет именно Audi (шансы на что весьма велики), в Тольятти все равно будут праздновать – ведь самой быстрой машиной с четырьмя кольцами на решетке радиатора управляет тольяттинец Дмитрий Брагин.
Озвученных раскладов самих по себе уже более чем достаточно, чтобы рассчитывать на увлекательные гонки. Однако есть еще один фактор, заставляющий следить за развитием событий с особым вниманием: трасса в Казани – пожалуй, лучшее место для решающего этапа российской серии. Самым современным и наиболее совершенным в России заслуженно считается автодром в Сочи, где ежегодно проходит гонка Формулы-1. Но гонщиков и болельщиков трасса на берегах Черного моря радует не всегда. Во-первых, многие ее повороты похожи один на другой, а во-вторых, она «плоская» — и в итоге с большинства трибун виден один-единственный поворот.
Автодром в Казани, построенный на месте заброшенного карьера, совсем другой. Большой перепад высот делает его самой живописной трассой в стране. С верхней кромки карьера «Казань-Ринг» виден целиком – причем проложенная по этой кромке дорога позволяет наблюдать за заездами, не выходя из автомобиля. Где еще найдется столь удачная естественная трибуна? Нельзя также забывать, что перепад высот осложняет задачу гонщикам. Пара поворотов в Казани – «слепые», то есть поворачивать руль надо еще до того, как глаза пилота увидят, куда он, собственно, рулит. А чтобы при этом проходить поворот максимально быстро, требуется стопроцентная уверенность в себе и в автомобиле. Не зря один из участков автодрома гонщики прозвали Поворотом мужества. Вдобавок в зависимости от рельефа меняется поведение автомобиля – и гонщику надо постоянно вносить поправки в свои действия в зависимости от того, едет он в гору или под гору, насколько силен уклон и есть ли у поворота профиль.
Одним словом, кто бы 24 сентября ни стал лучшим по итогам сезона, с уверенностью можно сказать одно: скучно ни будет ни гонщикам, ни зрителей. Кстати, у каждого из болельщиков также есть шанс уйти с трассы победителем. Точнее уехать – как и на каждом этапе Российской серии кольцевых гонок, последним пунктом программы будет розыгрыш среди зрителей автомобиля.