Неизвестные хэтчбеки СССР — Колеса.ру

Крoмe oбщeизвeстныx Спутникa, Тaврии, Oки и «сoрoк пeрвoгo», сущeствoвaл нe oдин дeсятoк (!) aвтoмoбилeй с тaким типoм кузoвa. Oни и стaнут гeрoями нaшeгo сeгoдняшнeгo oбзoрa.

Прeдыстoрия или нeмнoгo ликбeзa

В 1965 гoду нaчaлoсь прoизвoдствo Renault 16 — пeрвoгo сeрийнoгo xэтчбeкa, сумeвшeгo зaвoeвaть прeстижный титул «Eврoпeйский Aвтoмoбиль гoдa-1966», в том числе и благодаря типу кузова. Европейские автомобилисты по достоинству оценили необычную форму пятидверки, благодаря которой автомобиль довольно удачно сочетал в себе преимущества универсала с более элегантным внешним видом.

1 / 5

Renault 16 считается первым серийным автомобилем с кузовом типа хэтчбек

2 / 5

Renault 16 считается первым серийным автомобилем с кузовом типа хэтчбек

3 / 5

Renault 16 считается первым серийным автомобилем с кузовом типа хэтчбек

4 / 5

Renault 16 считается первым серийным автомобилем с кузовом типа хэтчбек

5 / 5

Renault 16 считается первым серийным автомобилем с кузовом типа хэтчбек

Даже спустя полвека компоновка французского автомобиля остаётся вполне актуальной

В СССР же в то время выпускались обычные седаны либо универсалы, да и «обрусевший» Fiat-124, несмотря на свою ультрасовременность, также предлагался только в виде седана и универсала.

Однако советские конструкторы не остались в стороне и не проигнорировали новейшие веяния и современные тенденции мирового автомобилестроения!

Мы уже рассказывали о революционном для своей эпохи Иж-2125, носившем название Комби. Этот автомобиль отличался от обычного Москвича именно типом кузова — вместо классического трехобъемного седана или практичного универсала в Ижевске создали некий компромисс — автомобиль с пятидверным кузовом, как у универсала, но с более короткой крышей и сильным наклоном задней двери.

1 / 3

Иж-Комби – не хэтчбек, как может показаться не первый взгляд, а лифтбек

2 / 3

Иж-Комби – не хэтчбек, как может показаться не первый взгляд, а лифтбек

3 / 3

Иж-Комби – не хэтчбек, как может показаться не первый взгляд, а лифтбек

Благодаря такому нехитрому приёму Комби выглядел привлекательно и даже динамично, но при этом позволял перевезти в своём багажном отсеке куда более объемный груз, чем в обычном седане. Ведь, как и в универсалах, его заднее сиденье можно было сложить, благодаря чему в салоне образовывался солидный багажный отсек.

Характерная форма кузова ижевского автомобиля нередко сбивает с толку некоторых автомобилистов, наивно причисляющих Комби к хэтчбекам.

Однако «хэтчбек в чистом виде» отличается от седана и универсала укороченным задним свесом, а у Иж-2125 он практически такой же, как у остальных Москвичей. Вдобавок наличие своеобразного «уступа» в задней части также не позволяет считать его полноценным хэтчбеком, для которого характерен как раз «обрубленный задок». В советской литературе тип кузова ижевской пятидверки официально классифицировали как «Комби», ну а по мировой терминологии это — лифтбек. От хэтчбека он отличается более длинным задним свесом, ну а «ступенчатость» задней двери вовсе не является обязательным условием. Именно поэтому в конце ХХ века в автомобильной литературе такой тип кузова иногда называли «нотчбек», однако со временем этот термин вышел из обихода, уступив место определению «лифтбек». Таким образом, Иж-2125 к хэтчбекам точно не относился.

На фото: Иж-2125

Как, впрочем, и горьковская Победа — из-за покатого задка в последние десятилетия прошлого века её нередко путали с хэтчбеками и лифтбеками. Однако ГАЗ М-20 относится к фастбекам — автомобилям с покатой задней частью, у которых багажное отделение при этом отделено от салона. Если внимательно присмотреться к круглой крыше Победы, то можно обнаружить неподъемное заднее стекло, вмонтированное в кузов.

1 / 6

ГАЗ М-20 отличался от остальных советских машин кузовом типа фастбек

2 / 6

ГАЗ М-20 отличался от остальных советских машин кузовом типа фастбек

3 / 6

ГАЗ М-20 отличался от остальных советских машин кузовом типа фастбек

4 / 6

ГАЗ М-20 отличался от остальных советских машин кузовом типа фастбек

5 / 6

ГАЗ М-20 отличался от остальных советских машин кузовом типа фастбек

6 / 6

ГАЗ М-20 отличался от остальных советских машин кузовом типа фастбек


Заднее стекло Победы не поднималось вместе с крышкой багажника, поскольку оно было врезано в панель крыши

В то время как у любого хэтчбека и лифтбека задняя дверь обязательно должна подниматься вместе со стеклом, а багажник при этом отделен от салона разве что пластиковой полочкой или скручивающейся шторкой.

Семидесятые

В 1970 году на автомобильном заводе «Коммунар» в Запорожье были изготовлены опытные образцы предтечи Таврии — первого переднеприводного автомобиля ЗАЗ. Короткобазная машинка внешне напоминала укороченный Москвич или Иж-Комби, но при этом её кузов по всем параметрам соответствовал определению «хэтчбек»! Действительно, уже на ранних этапах конструкторы под руководством Владимира Петровича Стешенко отдали предпочтение именно такому типу кузова как наиболее рациональному с учетом габаритов и компоновки будущей машины.

1 / 3

Экспериментальный прототип ЗАЗ отличался необычной формой двухобъемного кузова

2 / 3

Экспериментальный прототип ЗАЗ отличался необычной формой двухобъемного кузова

3 / 3

Экспериментальный прототип ЗАЗ отличался необычной формой двухобъемного кузова

Ведь прежние Запорожцы были спроектированы ровно «наоборот», являясь заднеприводными и заднемоторными двухдверными седанами, где и пассажирам, и багажу оставалось не слишком много места.

Увы, прототипам не суждено было добраться до конвейера — через несколько лет Минавтопром «зарубил» этот проект и в приказном порядке порекомендовал создавать автомобиль с помощью Волжского автозавода, используя в качестве основы «концепт» ВАЗ-3Э1101. Чуть позже пришла еще одна директива — при разработке будущего ЗАЗ-1102 в качестве «точки отсчета» необходимо использовать… Ford Fiesta, которая в 1977 году заняла третье место на конкурсе «Европейский автомобиль года».

1 / 5

На фото: Ford Fiesta MKI

2 / 5

На фото: Ford Fiesta MKI

3 / 5

На фото: Ford Fiesta MKI

4 / 5

На фото: Ford Fiesta MKI

5 / 5

На фото: Ford Fiesta MKI

Именно поэтому прототипы будущей Таврии во второй половине семидесятых годов стали здорово походить на Фиесту первого поколения.

1 / 3

Некоторые прототипы ЗАЗ-1102 по форме кузова напоминали Ford Fiesta

2 / 3

Некоторые прототипы ЗАЗ-1102 по форме кузова напоминали Ford Fiesta

3 / 3

Некоторые прототипы ЗАЗ-1102 по форме кузова напоминали Ford Fiesta

Как бы то ни было, запорожская разработка имеет все основания считаться одним из первых советских хэтчбеков, пусть и не серийных.

Однако и в Тольятти не пасли задних! Как только ВАЗ-2101 встал на конвейер, на заводе тут же занялись разработкой принципиально нового автомобиля, главным отличием как раз и являлся двухобъемный кузов. Кроме того, уже на ранних стадиях было решено, что новый автомобиль получит переднеприводную компоновку.

В 1971-м появились первые прототипы ВАЗ-Э1101, кузов которого можно отнести к хэтчбекам.

1 / 3

Опытные образцы ВАЗ-Э1101 заметно отличались от «копейки» силуэтом

2 / 3

Опытные образцы ВАЗ-Э1101 заметно отличались от «копейки» силуэтом

3 / 3

Опытные образцы ВАЗ-Э1101 заметно отличались от «копейки» силуэтом

Прототипы второй серии с индексом ВАЗ-2Э1101 внешне напоминали… заниженную Ниву! И в этом нет ничего удивительного, ведь как раз в тот момент УГК ВАЗа активно занималось разработкой полноприводного легкового автомобиля повышенной проходимости. Эти машины на заводе ласково прозвали «Чебурашками». Однако из-за того, что заднее стекло на 2Э1101 было выполнено неподъемным, а для доступа в багажник откидывалась лишь небольшая крышка, этот тип кузова следует считать фастбеком.

Прототипы второй серии похожи на ВАЗ-2121, над которым в то время как раз работали в Тольятти


К слову, Нива ВАЗ-2121, хоть и была трехдверной, также не являлась хэтчбеком — официально её кузов классифицировали как «универсал».

Автомобили четвертой серии под названием Ладога (4Э-1101) вышли в 1977 году — и к этому времени в линиях и формах переднеприводника стала просматриваться будущая «восьмерка».

К 1977 году форма кузова будущей «восьмерки» уже была найдена

Ведь силуэт получил характерную клиновидную форму, а между боковыми стёклами появилась та самая широкая центральная стойка, по которой трехдверный Спутник легко отличить от практически любого хэтчбека, кроме разве что Volkswagen Scirocco.

В феврале 1978 года Минавтопром утвердил техническое задание на целое семейство переднеприводных автомобилей, а уже к концу года при активном участии компании Porsche проект «Гамма» получил достаточно привычный и законченный облик, отличаясь от серийного ВАЗ-2108 разве что некоторыми мелочами. Хотя при внимательном изучении предсерийных прототипов становится ясно, что при запуске в серию доводке и доработкам подверглись практически все кузовные панели.

Предсерийный ВАЗ-2108 в деталях заметно отличается от товарных Спутников

В семидесятые годы на АЗЛК активно трудились над Москвичами нового поколения, которые бы серьезно отличались от привычного «сорокового» или «четыреста двенадцатого».

Проект «большого Москвича» оказался неудачным — машина потребовала бы слишком больших затрат, но при этом казалась устаревшей уже в виде опытного образца.

Именно поэтому Бюро художественного конструирования АЗЛК разработало Дельту — перспективный автомобиль, который радикально отличался от серийной продукции и прежних «концептов» формой кузова.

1 / 3

Москвичи С-серии также относились к фастбекам

2 / 3

Москвичи С-серии также относились к фастбекам

3 / 3

Москвичи С-серии также относились к фастбекам

Да, прототипы С-серии в угоду моде и времени наконец-то сделали двухбъемными, причем дизайнеры не побоялись изрядно наклонить заднее стекло, благодаря чему у машины появился достаточно динамичный силуэт. Однако «пробить окно в Европу» в торце задка так и не решились, опасаясь, что такой приём приведет к излишней потере жесткости кузова на кручение, а салон будет сильно остужаться в зимнее время при погрузке-разгрузке багажа. Именно поэтому заднее стекло «наглухо» вмонтировали, а для доступа в багажное отделение, как и на горьковской Победе, предусмотрели небольшую крышку.

Интересно, что в то время подобного решения не гнушались даже западные производители — к примеру, Opel выпускал версию Kadett D одновременно с обычным хэтчбеком!

Opel Kadett D – популярный немецкий хэтчбек конца семидесятых годов


Накладные петли в районе заднего стекла позволяют отличить версию с кузовом фастбек от хэтчбека

Со временем от фастбеков отказались в силу их непрактичности: из-за сильного наклона крышки объем багажника получался совсем небольшим (меньше, чем у аналогичного седана), а получить прибавку складыванием спинки заднего сиденья не получалось, ведь она была «намертво» прикреплена к кузову.

Именно поэтому после С1 и С2 появился прототип С3, который, в силу сложившихся обстоятельств, получил куда более традиционный внешний облик, чем прежние разработки С-серии.

Однако ни один из этих вариантов не произвел особого впечатления на высшее руководство Минавтопрома СССР. Вдобавок Виктор Николаевич Поляков, занимавший пост министра, как-то увидел на полигоне в Дмитрове хэтчбек Simca-1308 французского производства, ставший Европейским автомобилем года-1976. В итоге инженеров и дизайнеров АЗЛК в прямом смысле заставили создавать новый Москвич на базе французской «Симки», вдобавок сделав его переднеприводным.

Именно на хэтчбеке АЗЛК-2141 инженеры осваивали новый для себя передний привод

Именно поэтому новой модели с индексом 2141 было суждено получить кузов типа хэтчбек, который в верхней части визуально мало отличался от французской машины. Однако при этом нельзя утверждать, что «сорок первый» получился «цельнотянутым». Кстати, мы уже развенчивали мифы и факты, связанные с историей и разработкой первого переднеприводного Москвича.

Еще задолго до запуска в серию модели Иж-Комби в Ижевске занялись разработкой собственного автомобиля с двухобъемным кузовом.


Спроектированный дизайнерами ВНИИТЭ экспериментальный ИЖ-ТЭ может считаться первым советским хэтчбеком

Фактически, к разработке перспективной модели приступили уже через два года после запуска конвейера, то есть, в 1968 году, а к 1972-му был готов опытный образец Иж-13. Чем-то он напоминал московскую «Дельту», хотя внешность автомобиля, как и его конструкцию, в Ижевске создали собственными силами.


Иж-13 Старт – весьма прогрессивный по конструкции и дизайну автомобиль для своего времени

При этом автомобиль получил не просто двухобъемный кузов самобытного дизайна — благодаря короткому свесу и пятой двери с подъемным задним стеклом Иж-13 являлся классическим пятидверным хэтчбеком!

И что удивительнее всего, перспективная модель отличалась крайне нетривиальной компоновкой — продольно расположенный силовой агрегат через оборачивающий редуктор соединялся с главной передачей, расположенной под блоком цилиндров (!).

Увы, в первой половине семидесятых годов в Минавтопроме СССР считали, что в этом классе автомобиль передний привод не имеет ни преимуществ, ни перспектив, поэтому ижевский проект, как и многие другие, просто «зарубили».

В тот же период (1972-1973 гг.) был разработан Иж-14 — полноприводный автомобиль с несущим кузовом типа хэтчбек. Таким образом, в Ижевске предвосхитили появление класса кроссоверов примерно на 20 лет…

1 / 3

Иж-14 – полноприводный легковой автомобиль, «заочно» проигравший Ниве

2 / 3

Иж-14 – полноприводный легковой автомобиль, «заочно» проигравший Ниве

3 / 3

Иж-14 – полноприводный легковой автомобиль, «заочно» проигравший Ниве

К сожалению, дальше создания и полигонных испытаний опытного образца дело не зашло — в Минавтопроме посчитали, что проектом «легкового полного привода» должны заниматься на ВАЗе, а не в Ижевске, отдав предпочтение разработке и запуске в серию ВАЗ-2121. Вдобавок само предприятие подчинялось «оборонке», а средства для реализации подобного проекта ведомством были просто не предусмотрены. В итоге еще один советский хэтчбек навсегда остался прототипом.

В конце семидесятых годов на заводе занялись разработкой очередного хэтчбека, но при этом благоразумно сохранили «агрегатную базу» прежних моделей. То есть, новый Иж-2126 должен был получить принципиально новый пятидверный двухобъемный кузов, оставаясь при этом автомобилем традиционной компоновки с приводом на задние колеса и продольно расположенным силовым агрегатом.

1 / 2

Ранние прототипы Иж-2126 отличались более угловатой внешностью, чем серийная Ода

2 / 2

Ранние прототипы Иж-2126 отличались более угловатой внешностью, чем серийная Ода

Первую серию прототипов изготовили в 1979 году. Опытные образцы серии «Т» отличались современной формой кузова и весьма вместительным салоном. Однако на этом этапе работы носили скорее поисковый характер — конструкторы отрабатывали общую компоновку и взаимное расположение агрегатов.

Таким образом, в семидесятые годы практически все «легковые» автозаводы активно работали над перспективными автомобилями с кузовом типа хэтчбек, но до конвейера эти разработки смогли добраться только в следующем десятилетии.

Восьмидесятые

Советские автомобилисты узнали о перспективной модели ВАЗ с приводом на передние колеса и кузовом типа хэтчбек в начале 1981-го, когда министр автопрома В.Н. Поляков, выступая на ХХVI съезде КПСС, сообщил о том, что в одиннадцатой пятилетке Волжский автозавод приступит к производству принципиально новой машины с приводом на передние колёса.

В декабре 1984 года первые серийные «восьмерки» сошли с конвейера, а товарная партия из 2000 выпущенных машин поступила в советские автомагазины в январе 1985-го. Именно поэтому трехдверный ВАЗ-2108 считается первым серийным хэтчбеком, выпущенным в СССР. Стоил Спутник 8 346 рублей — заметно дороже, чем ВАЗ-21013, но дешевле «шестёрки» и «семёрки».

Поначалу советские автомобилисты довольно настороженно встретили непривычную машину, которая радикально отличалась от традиционных Жигулей и формой кузова.

1 / 3

ВАЗ-2108 – первый серийный советский хэтчбек

2 / 3

ВАЗ-2108 – первый серийный советский хэтчбек

3 / 3

ВАЗ-2108 – первый серийный советский хэтчбек

Больше всего в этой модели смущала «малодверность», из-за чего при каждой посадке-высадке задних пассажиров водитель или передний пассажир были вынуждены выходить. Вдобавок автомобиль оказался куда более тесным, а багажник не был отделён от салона металлической перегородкой, как на седанах. Первый блин оказался комковатым не только по концепции, но и по качеству изготовления – сейчас трудно даже представить, сколько владельцев «восьмерок» в те годы настрадалось из-за отказавшего коммутатора в системе зажигания… Со временем, правда, эту модель стали ценить за отличные ходовые качества, но… как говорится, осадочек остался.

Нужно отдать должное АВТОВАЗу – пятидверную версию под индексом ВАЗ-2109 удалось запустить в серию уже в 1987-м, то есть, всего два года спустя после массового производства «восьмерки».

1 / 4

Пятидверная «девятка» была удобнее ВАЗ-2108, хотя длина кузова и колёсная база автомобилей полностью совпадали

2 / 4

Пятидверная «девятка» была удобнее ВАЗ-2108, хотя длина кузова и колёсная база автомобилей полностью совпадали

3 / 4

Пятидверная «девятка» была удобнее ВАЗ-2108, хотя длина кузова и колёсная база автомобилей полностью совпадали

4 / 4

Пятидверная «девятка» была удобнее ВАЗ-2108, хотя длина кузова и колёсная база автомобилей полностью совпадали

Со временем Спутники-Самары обзавелись более мощными полуторалитровыми двигателями и модернизированной передней частью, благодаря чему оба хэтчбека пользовались спросом и успехом как на внутреннем¸ так и на внешнем рынках. Более того, именно эти автомобили могут считаться наиболее массовыми хэтчбеками за всю историю советско-российского автопрома, ведь всего было выпущено около двух с половиной миллионов «восьмерок» и «девяток»!

1 / 5

На Западе «восьмерки» нередко облагораживали с помощью пластиковых накладок и легкосплавных дисков

2 / 5

На Западе «восьмерки» нередко облагораживали с помощью пластиковых накладок и легкосплавных дисков

3 / 5

На Западе «восьмерки» нередко облагораживали с помощью пластиковых накладок и легкосплавных дисков

4 / 5

На Западе «восьмерки» нередко облагораживали с помощью пластиковых накладок и легкосплавных дисков

5 / 5

На Западе «восьмерки» нередко облагораживали с помощью пластиковых накладок и легкосплавных дисков

К сожалению, остальные советские хэтчбеки не могут похвастать удачливостью собственной судьбы.

К примеру, переднеприводный Москвич, хоть и обрёл привычный облик уже в начале восьмидесятых годов, до конвейера добрался лишь в конце 1986 года, причем первая партия из двух с половиной сотен машин по решению московских властей была реализована только среди сотрудников АЗЛК и ветеранов Великой Отечественной войны.


«Сорок первый» стал вторым серийным хэтчбеком, выпущенным в СССР

Массовое производство «сорок первых» началось в 1987-м, но… довольно дорогой (около 9 500 рублей) автомобиль вынужденно комплектовали «чужим сердцем» — двигателем ВАЗ-2106, который для достаточно тяжелой машины оказался слабоват. Вдобавок вскоре оказалось, что новая модель страдает далеко не лучшим качеством изготовления и отличается низкой коррозионной стойкостью, а установка уфимского двигателя объемом 1,5 литра лишь усугубила проблему «немощности». Именно поэтому уже через несколько лет после начала производства «сорок первый» скатился в самый низ условной «табели о рангах», навсегда уступив пальму первенства вазовским переднеприводникам.

Несмотря на то, что уже к 1984 году Иж-2126 успешно прошел технические испытания и государственную приёмку, путь этого хэтчбека оказался длинным и тернистым.

1 / 3

На фото: Иж-2126

2 / 3

На фото: Иж-2126

3 / 3

На фото: Иж-2126

Смерть секретаря ЦК КПСС Устинова, запуск в производство тольяттинской «восьмерки», отсутствие требуемого производственного оборудования, начало перестройки — существовало несколько причин, почему новый Иж начали выпускать в небольших количествах лишь осенью 1990 года, то есть, меньше чем за год до распада СССР. Причем весь «советский» период кузова новых хэтчбеков сваривались вручную (!), поскольку автоматизированная линия к тому моменту так и не была смонтирована.

Не лучше обстояли дела и в Запорожье, где работали над переднеприводным Запорожцем с кузовом хэтчбек. Во-первых, создатели Таврии по велению Минавтопрома «бежали за паровозом», несколько раз модернизируя свои прототипы для соответствия уровню мировых аналогов.

ЗАЗ-1102 – компактный хэтчбек с непростой судьбой

Во-вторых, запуск в производство Таврии затягивался из-за недостатка финансирования. Поэтому первые серийные ЗАЗ-1102 сошли с конвейера в ноябре 1987 года.


Запуск в серию Таврии оказался для завода не самой простой задачей — в основном из-за недостаточного финансирования, а также из-за существенных отличий ЗАЗ-1102 от прежних моделей

1 / 3

Таврию поставляли и на экспорт, хотя до рыночного успеха «восьмерки» ей было далеко

2 / 3

Таврию поставляли и на экспорт, хотя до рыночного успеха «восьмерки» ей было далеко

3 / 3

Таврию поставляли и на экспорт, хотя до рыночного успеха «восьмерки» ей было далеко

Оказалось, что симпатичная и чем-то похожая на уменьшенную «восьмерку» машинка по цене в 5 100 рублей несколько «сыровата» и по конструкции, и по качеству изготовления. Тем не менее, неизбалованный советский потребитель был рад и такому автомобилю, ведь по набору потребительских качеств Таврия была несравнимо лучше обычных Запорожцев.

В 1990 году на ЗАЗе изготовили полноразмерный макет «Таврии будущего» под индексом ЗАЗ-1106, но этому прототипу так и суждено было остаться «в пластилине».

1 / 2

ЗАЗ-1106 – Таврия будущего, которое так и не наступило

2 / 2

ЗАЗ-1106 – Таврия будущего, которое так и не наступило

В 1982-м по приказу Минавтопрома на ВАЗе занялись автомобилем особо малого класса для инвалидов, который должен был прийти на смену примитивной серпуховской «инвалидке».

В качестве прототипа был выбран японский Daihatsu Cuore L55, но с двигателем в Тольятти поступили оригинально, установив под капот «половинку» двигателя ВАЗ-2108 — то есть, оригинальный двухцилиндровый мотор, полностью унифицированный с «восьмерочным» по поршневой группе и другим комплектующим.

Опытные образцы трёхсотой серии были испытаны и рекомендованы к постановке на производство в 1987-м. Год спустя в Тольятти изготовили опытно-промышленную партию из 300 машин, но массовое производство Оки началось уже в постсоветский период.

1 / 2

Ока – тоже хэтчбек, хотя очень маленький и необычный

2 / 2

Ока – тоже хэтчбек, хотя очень маленький и необычный

Интересно, что из-за почти вертикальной задней стенки её иногда называли трехдверным универсалом, однако официально ВАЗ-1111 всегда считался хэтчбеком. К слову, немецкий Volkswagen Polo одновременно выпускался как в виде классического трехдверного хэтчбека с сильно наклонённой задней дверью, так и с почти вертикально установленным задним стеклом, как на нашей Оке.

1 / 2

Volkswagen Polo Typ 86 предлагался с двумя разновидностями кузова, которые отличались задней частью и оформлением передка

2 / 2

Volkswagen Polo Typ 86 предлагался с двумя разновидностями кузова, которые отличались задней частью и оформлением передка


Версия VW Polo с более сильным наклоном заднего стекла (на фото слева) обозначалась как Coupe, хотя по всем параметрам являлась обычным хэтчбеком


Версия VW Polo с более сильным наклоном заднего стекла (на фото слева) обозначалась как Coupe, хотя по всем параметрам являлась обычным хэтчбеком

Пожалуй, на этом история серийных советских хэтчбеков и заканчивается, хотя в конце восьмидесятых Научным Автомоторным Институтом (НАМИ) было выпущено несколько любопытных концептов, о которых мы расскажем в следующем материале – например, трехдверные Компакт и Дебют, а также пятидверная Охта.


На фото: НАМИ Компакт

На фото: НАМИ Охта

В конце восьмидесятых НАМИ спроектировал несколько хэтчбеков, о которых рядовых автомобилисты узнали благодаря журналу За Рулём