История создания ГАЗ-31105 Волга — Колеса.ру

В нoвoм вeкe

В дeвянoстыe гoды дaжe пoслe утрaты нoмeнклaтурнoгo «oрeoлa» пeрeжившaя нeскoлькo мoдeрнизaций стaрушкa-Вoлгa пoльзoвaлaсь устoйчивым спрoсoм у рoссийскиx aвтoмoбилистoв. Вeдь и «oслoбык» пoд индeксoм ГAЗ-31029, и нижeгoрoдскaя «дeсяткa» прeдoстaвляли oтнoситeльнo нетребовательному потребителю много автомобиля за сравнительно небольшие деньги — причем автомобиля достаточно просторного, неприхотливого и недорогого в обслуживании. Более того, приобрести какой-либо другой новый седан класса Е за 5-6 тысяч долларов было невозможно – то есть, у покупателя не первичном рынке просто не было альтернативы.

Однако к концу ХХ века спрос на горьковский седан ощутимо упал. Причин было несколько: во-первых, в этом ценовом сегменте наблюдалось засилье подержанных иномарок, во-вторых, ржавеющая и довольно ненадежная Волга катастрофически потеряла в имидже, превратившись из некогда «полупредставительского» автомобиля в транспортное средство дачников-пенсионеров.

Тест-драйвы / Одиночные

Опыт владения ГАЗ-3111: из альтернативной истории

Мелкосерийное, почти штучное производство модели с трудом запустили в 2000 году и вытягивали четыре года, пока новые собственники Горьковского автозавода не решили окончательно свернуть проект как бесперспективный. К…

127807

16

36
28.07.2015

На самом Горьковском автозаводе выход видели в запуске в серийное производство абсолютно новой модели — например, ГАЗ-3111. Правда, при этом нижегородская машина рисковала выйти из привычного «бюджетного» сегмента, из-за чего ей предстояло сражаться за кошелек куда более обеспеченного (и потому привередливого) автомобилиста.

В начале двухтысячных и у ГАЗа, и Заволжского моторного завода (ЗМЗ), являвшегося давним (и достаточно долго — единственным) поставщиком двигателей для Волг, сменились владельцы: Горьковский автомобильный завод выкупила группа компаний «Сибирский Алюминий», а ЗМЗ приобрело объединение «Северсталь-авто». Новые собственники в первую очередь обратили внимание на качество продукции приобретённых компаний. Ведь не секрет, что и на ГАЗе, и на ЗМЗ иногда использовали не совсем кондиционные комплектующие, что приводило к досадным поломкам почти новых автомобилей. Введение более жесткого входного контроля комплектующих и новый подход к организации техпроцессов на предприятиях принесли плоды: в начале нового века Волги стали качественнее. Увы, платить за это пришлось потребителю, который оказался не совсем готов к подобной прибавке в цене. В итоге в 2002 году на заводе столкнулись с проблемой перепроизводства — возможности завода и связанное с ними предложение Волг на рынке стали заметно опережать спрос. Иными словами, легковушек в Горьком делали больше, чем на них находилось покупателей в России и странах СНГ…

Во многом это было связано с тем, что негосударственные организации в качестве «служебок» и «персоналок» все чаще отдавали предпочтение автомобилям иностранного производства, пусть и подержанным, да и в таксопарках на Волгу перестали смотреть как на единственно возможный вариант таксомотора. На «частников» же рассчитывать также особо не приходилось, поскольку кроме вазовской продукции и старых европейских и японских машин на российском рынке появилось сразу несколько довольно доступных корейских моделей – в том числе, и довольно крупных.

Освоение ГАЗ-3111 потребовало бы от завода огромных затрат, которые вряд ли удалось бы «отбить» за короткий срок. Именно поэтому исправлять ситуацию владельцы предприятия решили «малой кровью» и привычным для ГАЗа способом — очередной модернизацией актуальной модели ГАЗ-3110, которой вновь предстояло стать чуть современнее и совершеннее.

Издание сто пятое

Уже в 2002 году на Московском автосалоне заводчане продемонстрировали обновленную Волгу, которая заметно отличалась от привычной «десятки» не так внешностью, сколько техникой. Бесшкворневая передняя подвеска с шаровыми опорами, задний стабилизатор, новая пятиступенчатая коробка передач и прочие новшества действительно могли вернуть автомобилю привлекательность в глазах потребителя при условии выполнения одного «но» — более современной и стильной внешности. Ведь унылое «выражение лица» ГАЗ-3110 к началу двухтысячных уже ощутимо приелось, особенно, на фоне буйства форм и линий азиатских машин. Именно поэтому на ГАЗе решились радикально обновить экстерьер — конечно, насколько это вообще было возможно с учетом технологических ограничений, связанных со старым кузовом.

Год спустя, на MIMS-2003, был продемонстрирован предсерийный вариант ГАЗ-31105, который несколько отличался оформлением от первого прототипа, показанного в 2002 году.

1 / 2

На фото: предсерийный ГАЗ-31105

2 / 2

На фото: предсерийный ГАЗ-31105

Очередная инкарнация Волги «двадцать четвертого» семейства снова получила новые детали передка — капот, крылья, бампер и фары, причем дизайн оптики позаимствовали у «мертворожденного» ГАЗ-3111, так и не ставшего крупносерийным автомобилем.

Оптика «сто пятой» сохранила традиционную рефлекторную конструкцию, хотя на ГАЗ-3111 в похожей фаре стояла линза

Несмотря на то, что основные пропорции кузова, форма дверных и оконных проёмов остались без изменений, Волга стала выглядеть иначе, причем нижегородская «старушка» не просто преобразилась, но и заметно похорошела при этом! Во внешности появились вполне уместные ретро-мотивы, отсылающие искушенного зрителя к прародительнице — легендарной «двадцать первой» Волге. Вдобавок в хитроватом прищуре овальных фар и широкой улыбке хромированной решетки появилось что-то не только ностальгическое, но и… напоминающее автомобили Mercedes! Правда, отдельные скептики тут же узрели в этом «низкопробную азиатчину». Как бы то ни было, художникам, которых может обидеть каждый, действительно удалось почти невозможное: даже спустя несколько десятилетий Волга вновь стала актуальной моделью — по крайней мере, в глазах отечественного автомобилиста.

1 / 3

Пожалуй, «сто пятую» и вправду можно считать наиболее симпатичным вариантом модернизации «двадцать четверки»

2 / 3

Пожалуй, «сто пятую» и вправду можно считать наиболее симпатичным вариантом модернизации «двадцать четверки»

3 / 3

Пожалуй, «сто пятую» и вправду можно считать наиболее симпатичным вариантом модернизации «двадцать четверки»

Встать в строй: «сто пятая» (первая слева на фото) быстро пополнила модельный ряд остальных Волг-таксомоторов России

Красиво жить не запретишь: ГАЗ-31105 в княжестве Монако

Справедливости ради заметим, что даже после таких доработок автомобиль формально оставался модификацией ГАЗ-3110, а не самостоятельной моделью, на что недвусмысленно указывал «добавочный» индекс 31105. Однако приятно, что новинка не осталась «выставочным экземпляром», а уже в начале 2004 года встала на конвейер, постепенно заменяя собой «десятку».

Задняя же часть «сто пятой» по сравнению с предшественницей практически не изменилась. Кроме передка, в экстерьере чуть позже появилось еще несколько новшеств — например, иные наружные ручки дверей, а также штампованные пятиспицевые диски, напоминавшие по дизайну «литье».

Хитрые «штампы» ГАЗ-31105 визуально маскировались под легкосплавные колёса

Обновление Волги обошлось владельцам завода в копеечку — свыше 15 миллионов долларов, хотя в ходе первого этапа модернизации удалось реализовать далеко не все из запланированных работ. Именно поэтому розничная стоимость ГАЗ-31105 в сравнении со старой Волгой заметно увеличилась (от 172   000 рублей в 2004 году), из-за чего производство машины даже пришлось приостановить! Сложившаяся ситуация вынудила руководство ГАЗа отказаться от дальнейших планов по запуску в производство версии ГАЗ-31107, которая должна была получить иное оформление задней части и другие важные нововведения — пружинную заднюю подвеску, нишу запасного колеса в «подполье» багажника, а также пластиковый бак.


ГАЗ-31107 – не ставший реальностью прототип дальнейшей модернизации Волги  

Запасное колесо «сто пятой» так и не переехало в подполье багажника

Война моторов

Малоизвестный факт: еще во время доводочных работ над ГАЗ-31105 опытные образцы успели «примерить» и 2,3-литровый двигатель от Ford Scorpio II мощностью 2,3 литра, а на ЗМЗ в крайне ограниченном количестве выпускали турбированный мотор ЗМЗ-4064.10, который стоил ровно вдвое больше обычного «четыреста шестого».

Большинство же «сто пятых» оснащались 16-клапанным двигателем ЗМЗ-4062.10, который при объеме в 2,3 литра выдавал 136 «лошадок». Наряду с этим мотором под капотом «омоложенного» седана можно было встретить и «старое сердце» — 2,4-литровый двигатель ЗМЗ-4021 мощностью 90 л.с., а также выпускавшийся по лицензии австрийской компании Steyr дизель ГАЗ-560 объемом 2,1 литра.

Шестнадцатиклапанный двигатель ЗМЗ был основным мотором «сто пятой» в самом начале выпуска

Вскоре после начала производства модернизированной Волги Заволжский Моторный Завод существенно повысил отпускную цену собственной продукции для ГАЗа, что не слишком устроило руководство Горьковского автозавода. Ведь и без того подорожавшие Волги отнюдь не расхватывали как горячие пирожки.

Не самое приятное для ГАЗа поведение поставщика двигателей вынудило владельцев предприятия искать альтернативный силовой агрегат на стороне.

Уже в начале 2005-го, то есть всего через год после начала производства ГАЗ-31105, руководство автозавода начало переговоры с компанией DaimlerChrysler. Предполагалось, что в итоге сотрудничества Волга получит «новое сердце» — 2,4-литровый двигатель Chrysler, который производили на мексиканском филиале. Разумеется, заокеанский мотор с легкостью выполнял требуемые нормы токсичности Евро-2 и даже Евро-3, однако отечественные реалии и качество российского бензина потребовали адаптации топливной системы, из-за чего после перестройки впрыска «русифицированный» двигатель выдавал не 150 л.с., а только 137 «лошадок».

На фото: 2,4-литровый двигатель Chrysler, сделанный в Мексике


Чужое «сердце» хорошо вписалось в моторный отсек Волги

Имплантация чужой силовой установки довольно скромных габаритов не потребовала глубоких доработок Волги, ведь под капотом некоторых модификаций «двадцать четвертого семейства» спокойно помещались и V-образные «восьмерки». Впрочем, из-за увеличенной габаритной высоты мотора балку передней подвески пришлось немного опустить, из-за чего клиренс уменьшился со 156 мм до 136 мм. Конечно, стыковка другого мотора потребовала применения оригинальных деталей трансмиссии — в частности, комплекта сцепления, а также коррекции передаточных чисел.

Импортное «сердце» вновь привело к увеличению стоимости Волги (примерно на 700-900 долларов), однако по надежности и ресурсу импортные агрегаты превосходили продукцию ЗМЗ, из-за чего многие покупатели ГАЗ-31105 отдавали предпочтение именно версиям с «крайслеромотором».

В то же время и на ЗМЗ решили несколько модернизировать собственный двигатель, повысив его рабочий объем до 2,5 литра, что позволило снять с ЗМЗ-4052.10 уже 150 «лошадок».

Параллельно с «операциями на сердце» Волга качественно прибавила и в окраске кузова, а также его антикоррозионной защите.

В некоторых комплектациях «сто пятой» даже появился чисто «иномарочный наворот» — кондиционер! Таким образом, благодаря наличию электроприводов стёкол, гидроусилителя руля и «снежинки» Волга по уровню комфорта стала сравнима с автомобилями иностранного производства — конечно, с поправкой на саму «базу» 40-летней давности.

Блок управления кондиционером – прерогатива отдельных комплектаций ГАЗ-31105

В 2006-2007 годах обновились некоторые штрихи экстерьера: вертикальные перемычки решетки радиатора уступили место горизонтальным, изменилась задняя оптика, на корпусах боковых зеркал разместили «поворотники», благодаря чему Волга стала выглядеть еще чуточку современнее.

1 / 3

На фото: рестайлинговый вариант задней оптики ГАЗ-31105

2 / 3

На фото: рестайлинговый вариант задней оптики ГАЗ-31105

3 / 3

На фото: рестайлинговый вариант задней оптики ГАЗ-31105

1 / 5

Поздние версии легко отличить по горизонтальным перемычкам решетки радиатора и встроенным в корпуса зеркал «поворотникам»

2 / 5

Поздние версии легко отличить по горизонтальным перемычкам решетки радиатора и встроенным в корпуса зеркал «поворотникам»

3 / 5

Поздние версии легко отличить по горизонтальным перемычкам решетки радиатора и встроенным в корпуса зеркал «поворотникам»

4 / 5

Поздние версии легко отличить по горизонтальным перемычкам решетки радиатора и встроенным в корпуса зеркал «поворотникам»

5 / 5

Поздние версии легко отличить по горизонтальным перемычкам решетки радиатора и встроенным в корпуса зеркал «поворотникам»

Однако изменения во внешности — сущая мелочь по сравнению с тем, как преобразился салон! При сотрудничестве с немецкими компаниями EDAG и Hormann Rawema вместо устаревшего интерьера «десятки» обновленная Волга получила новую «торпеду» с комбинацией приборов, а также «баранку», обивки дверей и потолка и некоторые другие детали. Параллельно была несколько улучшена эргономика водительского места — в частности, кнопки электроприводов стёкол и «джойстик» управления зеркалами «переехали» на обивку водительской двери. Еще одно важное нововведение «а-ля иномарка» — единый ключ для всех замков.


К обновлению интерьера «приложили руки» немецкие инжиниринговые компании


Изначально «сто пятая» внутри отличалась от ГАЗ-3110 некоторыми деталями – в частности, формой обивки сидений и дизайном «баранки»

После рестайлинга панель приборов Волги стала неуловимо напоминать «торпедо» VW Passat B5


Рестайлинговая комбинация приборов (второе фото) стала заметно современнее и наряднее

1 / 4

На первой версии салона ГАЗ-31105 кнопки управления ЭСП располагались на центральном тоннеле, в то время как после обновления они «прописались» на обивке двери водителя

2 / 4

На первой версии салона ГАЗ-31105 кнопки управления ЭСП располагались на центральном тоннеле, в то время как после обновления они «прописались» на обивке двери водителя

3 / 4

На первой версии салона ГАЗ-31105 кнопки управления ЭСП располагались на центральном тоннеле, в то время как после обновления они «прописались» на обивке двери водителя

4 / 4

На первой версии салона ГАЗ-31105 кнопки управления ЭСП располагались на центральном тоннеле, в то время как после обновления они «прописались» на обивке двери водителя

К 2008-му году большинство выпускаемых заводом Волг оснащалось импортными двигателями, которые вместе с российскими моторами соответствовали актуальным на тот момент экологическим нормам Евро-3.

1 / 8

Масштабная модель (1:41) ГАЗ-31105 с инерционным механизмом

2 / 8

Масштабная модель (1:41) ГАЗ-31105 с инерционным механизмом

3 / 8

Масштабная модель (1:41) ГАЗ-31105 с инерционным механизмом

4 / 8

Масштабная модель (1:41) ГАЗ-31105 с инерционным механизмом

5 / 8

Масштабная модель (1:41) ГАЗ-31105 с инерционным механизмом

6 / 8

Масштабная модель (1:41) ГАЗ-31105 с инерционным механизмом

7 / 8

Масштабная модель (1:41) ГАЗ-31105 с инерционным механизмом

8 / 8

Масштабная модель (1:41) ГАЗ-31105 с инерционным механизмом

Однако даже изрядно «похорошевшая» машина не пользовалась высоким спросом у потребителя, ведь кроме обширного предложения иностранных производителей «сто пятой» приходилось конкурировать и с «обрусевшим» Renault Logan, и с вазовской продукцией, причем не только (и не столько) со старыми моделями вроде Самары-2, сколько с более современными Калинами и Приорами. А еще концу нулевых годов сама платформа «двадцать четвертого» семейства, что называется, уже себя исчерпала, сколько ни пытайся осовременить её очередным рестайлингом.

Двухдверное купе на базе ГАЗ-31105 было изготовлено в единственном экземпляре

1 / 4

ГАЗ-31105 – удлиненная версия «сто пятой» с богатым оформлением салона. Прибавка длины полностью приходилась на заднюю дверь – как на «лонгах» от Mercedes и BMW

2 / 4

ГАЗ-31105 – удлиненная версия «сто пятой» с богатым оформлением салона. Прибавка длины полностью приходилась на заднюю дверь – как на «лонгах» от Mercedes и BMW

3 / 4

ГАЗ-31105 – удлиненная версия «сто пятой» с богатым оформлением салона. Прибавка длины полностью приходилась на заднюю дверь – как на «лонгах» от Mercedes и BMW

4 / 4

ГАЗ-31105 – удлиненная версия «сто пятой» с богатым оформлением салона. Прибавка длины полностью приходилась на заднюю дверь – как на «лонгах» от Mercedes и BMW

Новую Волгу можно было купить и в виде кузова первой комплектации

Вдобавок во второй половине 2008 года грянул мировой финансовый кризис, который сказался и на автомобильных рынках РФ и стран СНГ. Именно поэтому в конце 2008-го руководство ГАЗа приняло решение о снятии с производства катастрофически нерентабельной последней «настоящей» Волги, предлагая в качестве альтернативы Volga Siber.

При этом в ПТС последних выпущенных заводом «сто пятых» указан 2009 год, хотя к этому моменту на ГАЗе уже начался демонтаж производственных мощностей, на которых ранее выпускали Волги. Таким образом, за четыре года было изготовлено чуть более 190 000 ГАЗ-31105 — модели, которой суждено было стать «последней баржей». Имя же Волга, только в английской транскрипции, впоследствии, пусть и недолго, носила только модель Siber. Но это, как говорится, совсем другая история.

ОпросВаше отношение к модели ГАЗ-31105?

  • Положительное – по дизайну и комплектации она была лучшей Волгой на базе «двадцать четверки»

  • Отрицательное – это «животное» давно нужно было усыпить, а не издеваться над «трупом» ГАЗ-24 столько десятилетий

  • Безразличное – ко всем Волгам я отношусь одинаково равнодушно

РезультатыPoll Options are limited because JavaScript is disabled in your browser.

  • Положительное – по дизайну и комплектации она была лучшей Волгой на базе «двадцать четверки» 53%, 8 8 53% 53% от всех голосов
  • Отрицательное – это «животное» давно нужно было усыпить, а не издеваться над «трупом» ГАЗ-24 столько десятилетий 40%, 6 6 40% 40% от всех голосов
  • Безразличное – ко всем Волгам я отношусь одинаково равнодушно 7%, 1 1 7% 7% от всех голосов

Всего голосов: 1512.01.2018 × Вы или с вашего IP уже голосовали. Голосовать

  • Положительное – по дизайну и комплектации она была лучшей Волгой на базе «двадцать четверки»
  • Отрицательное – это «животное» давно нужно было усыпить, а не издеваться над «трупом» ГАЗ-24 столько десятилетий
  • Безразличное – ко всем Волгам я отношусь одинаково равнодушно

× Вы или с вашего IP уже голосовали. Результаты