Выбираем липучку, или зимние фрикционные шины — Колеса.ру

Пoдeлиться:

Aвтoр:
Oлeг Пoлaжинeц

Нaкaнунe нoвoгo зимнeгo сeзoнa для мнoгиx aвтoмoбилистoв стaнoвится aктуaльным вoпрoс «кaкиe купить зимниe шины?». Дeсятки мoдeлeй нa рынкe зaмeтнo oтличaются кaк цeнoй, тaк и рисункoм протектора. Особенно сложно тем, кто не хочет тратить своё время на изучение сотен страниц «холиваров» на форумах, а также не имеет привязанности к конкретному бренду. Особенно если речь идёт о фрикционных зимних покрышках, в последнее время набирающих популярность в нашей стране.

Действительно, многие владельцы автомобилей уже избавились от стереотипа о том, что зимние шины могут быть только шипованными. Вдоволь поездив на «гвоздях», некоторые на собственном опыте убедились, что, во-первых, шипы отнюдь не являются панацеей и не позволяют ехать «по льду аки посуху», а, во-вторых, они далеко не всегда и везде предпочтительнее неошипованных покрышек.

Ведь так называемые фрикционные шины, не имеющие шипов, за счет технологических ухищрений во многих дисциплинах не сильно уступают «шиповкам», а в некоторых ситуациях и заметно превосходят их!

Шинные производители постоянно работают над составом смеси и рисунком протектора – и это не маркетинг, а правда. Даже одна и та же модель шин за время своего производства успевает претерпеть изменения в конструкции или материале, причем далеко не всегда их можно обнаружить визуально. Однако в сравнении с первой версией усовершенствованный образец может оказаться более цепким или обладать лучшей устойчивостью.

Статьи

Что такое липучка, или фрикционная шина, и как она работает

«Липучкой» в разговорной речи называют зимние нешипованные шины. Правильное название такого типа шин – фрикционные, от английского «friction» – трение.

Первое, и очевиднейшее отличие фрикционных шин от…

40139

1

0
30.10.2017

Кроме того, климатические (и дорожные) условия в немаленькой по площади Российской Федерации заметно отличаются. Согласитесь, что зима в Воркуте и где-нибудь в Ростовской области – это далеко не одно и то же. Именно поэтому нельзя купить зимние шины, которые идеально работали бы в любом регионе России. Зимняя резина (впрочем, как и летняя) – это всегда компромисс между жесткостью, сцепными свойствами, ресурсом, комфортом и другими противоречивыми и даже взаимоисключающими критериями.

Как нетрудно догадаться, неошипованные шины в первую очередь отличаются отсутствием «гвоздей» и посадочных мест под них, вследствие чего по конструкции протектора и составу смеси они заметно отличаются от резины, предназначенной под ошиповку. Однако и сами фрикционные покрышки делятся на два вида – так называемые скандинавские (или арктические) и европейские (центральноевропейские). В российских магазинах можно приобрести как «арктику», так и «европу», вследствие чего возникает резонный вопрос – какие именно шины выбрать и купить?

Для этого необходимо разобраться в важнейших отличиях, из-за которых покрышки и причисляют к тому или иному типу. И это отнюдь не направленность или асимметричность проектора, как думают некоторые автомобилисты. Вообще, без некоторых навыков судить о предназначении нешиповок сложно – различия, на первый взгляд, вообще малозаметны и несущественны. Но, как известно, дьявол кроется в деталях.


Надпись M+S (Mud+Snow – «грязь и снег») иногда можно встретить и на всесезонных шинах. И, напротив, обозначение “All weather” (всепогодные) характерно и для некоторых зимних «центральноевропейских» моделей

Смотрим в оба

Визуально «скандинавский» протектор имеет более грубый рисунок, ведь эта шина большую часть времени должна эксплуатироваться на дорогах, покрытых укатанным снегом и льдом. Именно поэтому такие покрышки имеют более плотную нарезку ламелей — то есть, их количество на одном блоке в 2-3 раза больше для того, чтобы под нагрузкой у каждого элемента было лучшее сцепление со скользким покрытием. Механика процесса довольно проста — благодаря ламелям отдельные участки одного блока могут работать «по отдельности». Отличается и характер нарезки ламелей, а также края блоков, которые выполнены более зигзагообразными и ступенчатыми. Цель одна и та же — лишенная металлических шипов шина должна «вгрызаться» в снег и лёд.


Множество мелких ламелей и грубый рисунок протектора – так выглядят «арктические» покрышки

Представьте себе, это работает! Без иронии: некоторые «арктические» неошипованные покрышки на практике удивляют своей «цепкостью» и проходимостью, чему способствует и более агрессивный рисунок протектора, чем у «европейских» шин. Ведь блоки «скандинавов» отличаются еще и более резкой формой, а также увеличенным расстоянием между отдельными элементами рисунка, что способствует самоочистке протектора и улучшает проходимость. Именно поэтому по «гребучести» по снежной целине фрикционные шины зачастую отнюдь не проигрывают шипованным покрышкам. У «шиповок» некоторую часть блока в районе отверстия под шип производители вынужденно делают более жесткой, чтобы металлическая вставка удерживалась внутри, в то время как на фрикционных шинах одинаково эффективно работает каждый сантиметр блока.

У «шиповок» в районе отверстия под шип резина жестче

Проще всего отличить скандинавскую шину от европейской по профилю боковых блоков — у «европеек» он мягкий и скругленный, в то время как у «скандинавов» переход от протектора к боковине имеет ярко выраженную кромку.

1 / 5

Для «скандинавов» характерен ступенчатый переход от протектора к боковине

2 / 5

Для «скандинавов» характерен ступенчатый переход от протектора к боковине

3 / 5

Для «скандинавов» характерен ступенчатый переход от протектора к боковине

4 / 5

Для «скандинавов» характерен ступенчатый переход от протектора к боковине

5 / 5

Для «скандинавов» характерен ступенчатый переход от протектора к боковине

1 / 3

Круглый профиль боковых блоков – признак «европейки»

2 / 3

Круглый профиль боковых блоков – признак «европейки»

3 / 3

Круглый профиль боковых блоков – признак «европейки»

1 / 3

Меньшее количество ламелей и более гладкие блоки характерны для «центральноевропейских» покрышек

2 / 3

Меньшее количество ламелей и более гладкие блоки характерны для «центральноевропейских» покрышек

3 / 3

Меньшее количество ламелей и более гладкие блоки характерны для «центральноевропейских» покрышек

Еще одно важнейшее отличие — мягкость резины и состав смеси. Некоторые производители добавляют в резину скандинавского типа кремниевую крошку, а твердость «скандинавов» обычно находится в диапазоне 50-60 единиц по Шору — то есть, они заметно мягче «европеек», которые, как правило, укладываются в 58-67 единиц — то есть, недалеко ушли не только от «всесезонок», но и от так называемых «дождевых» шин, предназначенных для эксплуатации в летнее время! Еще одна общая черта европейских шин с «дождевиками» — рисунок протектора спроектирован с учетом эффективного отвода воды или талого снега на скорости, чтобы избежать эффекта аквапланирования.

1 / 4

Некоторые «европейские» зимние шины больше напоминают так называемые «дождевые» покрышки

2 / 4

3 / 4

Некоторые «европейские» зимние шины больше напоминают так называемые «дождевые» покрышки

4 / 4

Некоторые «европейские» зимние шины больше напоминают так называемые «дождевые» покрышки

Как правило, индекс скорости «скандинавов» колеблется от 160 км/ч (Q) до 190 км/ч (T), в то время как «европейки» обычно рассчитаны на скорость 210-240 км/ч, на что указывает скоростной индекс H или V соответственно.

Разные зимы – разные шины

Чтобы понять, к чему эти все ухищрения, нужно вспомнить о том, чем отличаются дорожные условия зимой в северных регионах Европы и её центральной части. Зима в Финляндии, Норвегии и Швеции не сильно отличается от «хорошей русской», изобилуя снегопадами и низкими температурами. Именно поэтому здесь важны как сцепные свойства шин на скользких покрытиях, так и их проходимость, в то время как управляемость и устойчивость на высоких скоростях уходят на второй план.

1 / 9

На льду, укатанном снегу или нечищеной дороге предпочтительнее шины «арктического» типа

2 / 9

На льду, укатанном снегу или нечищеной дороге предпочтительнее шины «арктического» типа

3 / 9

На льду, укатанном снегу или нечищеной дороге предпочтительнее шины «арктического» типа

4 / 9

На льду, укатанном снегу или нечищеной дороге предпочтительнее шины «арктического» типа

5 / 9

На льду, укатанном снегу или нечищеной дороге предпочтительнее шины «арктического» типа

6 / 9

На льду, укатанном снегу или нечищеной дороге предпочтительнее шины «арктического» типа

7 / 9

На льду, укатанном снегу или нечищеной дороге предпочтительнее шины «арктического» типа

8 / 9

На льду, укатанном снегу или нечищеной дороге предпочтительнее шины «арктического» типа

9 / 9

На льду, укатанном снегу или нечищеной дороге предпочтительнее шины «арктического» типа

Опыт показывает, что «европейки» отлично подходят тем, кто в обильный снегопад предпочитает не выезжать вовсе, а также ездит в пределах городской черты крупного мегаполиса.

В большинстве стран Центральной Европы, не говоря уже о Средиземноморье, зима отличается мягкостью и умеренностью — снегопады случаются гораздо реже, а температура обычно колеблется в районе околонулевой «с небольшим минусом». Не редкость и постоянные «переходы через ноль», когда снег днем тает, а ночью или по утрам немного подмерзает. Именно поэтому автомобили ездят преимущественно по мокрым дорогам, а проходимость по льду или укатанному снегу не имеет особого значения. Зато важно поведение автомобиля на скорости, ведь по чистой (пусть и покрытой водой или мокрым снегом) дороге в большинстве случаев едут почти так же быстро, как и летом. Не редкость и эксплуатация шин при температуре выше ноля – например, поздней осенью, так как во многих странах законодательство обязывает переходить на зимние шины не позднее 15 октября – то есть, задолго до заморозков и снега. Кроме того, часто во второй половине зимы во многих европейских странах днем воздух прогревается до 7-10 градусов тепла. Отсюда и специфические требования к покрышкам, которые не должны «плыть» и обязаны сохранять приемлемые характеристики устойчивости и управляемости даже в плюсовую температуру и на сухом покрытии.

1 / 3

С мокрой от снежной каши дорогой «европейки» справляются на ура. Но более суровое покрытие они не очень жалуют

2 / 3

С мокрой от снежной каши дорогой «европейки» справляются на ура. Но более суровое покрытие они не очень жалуют

3 / 3

С мокрой от снежной каши дорогой «европейки» справляются на ура. Но более суровое покрытие они не очень жалуют

У большинства же «скандинавов» с этим проблемы — высокий и мягкий протектор вдобавок испещрен множеством разрезов-ламелей, из-за чего блоки протектора на твердом покрытии начинают «гулять». На твёрдом покрытии водитель за рулем отлично ощущает, что реакции автомобиля стали более «ватными» и замедленными, а в поворотах (по сравнению с летними шинами) машина начинает проявлять склонность к заносу гораздо раньше, чем обычно. Именно поэтому «скандинавы» не терпят резкую и агрессивную манеру езды, да и быстрое прохождение поворотов они не поощряют. Чудес не бывает: за излишне мягкий и цепкий на льду протектор приходится расплачиваться потерей устойчивости и управляемости.

«Европейки» позволяют ехать зимой по чистому и сухому покрытию почти так же быстро, как летом

Совсем иначе ведут себя «центральноевропейские» шины. По составу смеси и рисунку протектора они гораздо ближе к обычным дорожным покрышкам, что и обеспечивает этим шинам «почти летнюю» управляемость. Боковины тверже, ламелей меньше, блоки на рисунке расположены плотнее, сам протектор ниже, боковые кромки имеют скругленный профиль – немудрено, что на сухом покрытии или в дождь такая шина работает почти так же эффективно, как и летняя, обеспечивая высокий уровень устойчивости и управляемости, причем оттепель до 10-12 градусов не сильно сказывается на управляемости и устойчивости машины на «европейках». Однако стоит попасть на обледенелый или просто неочищенный от снега участок, и ситуация радикально меняется! Ведь более жесткая резина с меньшим количеством ламелей цепляется за скользкое покрытие куда менее эффективно, а «беззубый» протектор моментально забивается снегом. При этом не имеет принципиального значения его тип – направленный, ассиметричный или обычный. Нет, в этой ситуации нужна мягкая смесь и агрессивный протектор – как раз то, чего «европейки» лишены. Не любят эти покрышки и голого льда, который нередко образуется на перекрестках – то есть, там, где автомобили вынуждены останавливаться и трогаться, раскатывая свежевыпавший снег до состояния «стеклянной глазури».

1 / 3

Скользкий подъем или снежная целина – настоящий экзамен для покрышек, который сдают далеко не все «европейки»

2 / 3

Скользкий подъем или снежная целина – настоящий экзамен для покрышек, который сдают далеко не все «европейки»

3 / 3

Скользкий подъем или снежная целина – настоящий экзамен для покрышек, который сдают далеко не все «европейки»

После оттепелей или снегопадов на перекрестках нередко образуется настоящий каток

Тип оптимальных покрышек зависит как от дорожно-климатических условий, так и от собственных приоритетов. Понятно, что для «гонщиков» скоростные параметры могут оказаться важнее проходимости, в то время как степенный водитель может вполне удовлетвориться и не самыми «спортивными» моделями.


Направленный или асимметричный – рисунок протектора не столь важен, как тип самой покрышки

Каким же шинам отдать предпочтение в нашей стране? В регионах с мягким климатом (ЦФО, например) зима не сильно отличается от «центральноевропейской» — если мы, конечно, не говорим про высокогорные районы, где уместны не только шипы, но и цепи противоскольжения. В регионах с обильными снегопадами и сильными морозами (ниже -15°С) «скандинавские» шины будут предпочтительнее – как и там, где дороги чистят редко. К примеру, если владелец живёт за городом и ему приходится ежедневно ездить по второстепенным направлениям, то проходимость и сцепные свойства покрышек куда важнее, чем устойчивость и управляемость на высоких скоростях. Кроме того, большое значение имеет и рельеф местности – чем больше перепадов высот, тем важнее «цепкость» шин, поскольку именно от этого параметра будет зависеть, сможет ли автомобиль тронуться на обледенелом подъеме или вовремя затормозить на спуске.

1 / 4

2 / 4

3 / 4

4 / 4


Если новой покрышке больше года, покупать её стоит разве что с большой скидкой, ну а двухлетние зимние шины лучше не брать вовсе

1 / 6

Такие бывшие зимние шины нужно выбрасывать, а не «докатывать» летом!

2 / 6

Такие бывшие зимние шины нужно выбрасывать, а не «докатывать» летом!

3 / 6

Такие бывшие зимние шины нужно выбрасывать, а не «докатывать» летом!

4 / 6

Такие бывшие зимние шины нужно выбрасывать, а не «докатывать» летом!

5 / 6

Такие бывшие зимние шины нужно выбрасывать, а не «докатывать» летом!

6 / 6

Такие бывшие зимние шины нужно выбрасывать, а не «докатывать» летом!

Независимо от выбранного типа покрышек нужно, чтобы они по размерности соответствовали автомобилю, а их рисунок был одинаковым на всех колёсах. Кроме того, для зимней резины очень важна её «свежесть» — чем новее шина, тем она лучше работает при прочих равных условиях. И, наконец, любая зимняя покрышка запрещена к эксплуатации, если глубина её протектора составляет менее 4 миллиметров, а летом, вопреки существующему стереотипу, такую покрышку также использовать нельзя.

ОпросШинам какого типа вы отдали бы предпочтение?

  • «Скандинавам» — они обеспечивают лучшую проходимость и устойчивость на скользкой дороге

  • «Европейкам» — на них машина управляется зимой почти так же хорошо, как летом

  • Мой выбор – шиповка

РезультатыPoll Options are limited because JavaScript is disabled in your browser.

  • «Скандинавам» — они обеспечивают лучшую проходимость и устойчивость на скользкой дороге 71%, 5 5 71% 71% от всех голосов
  • Мой выбор – шиповка 29%, 2 2 29% 29% от всех голосов
  • «Европейкам» — на них машина управляется зимой почти так же хорошо, как летом 0%, 0% от всех голосов

Всего голосов: 731.10.2017 × Вы или с вашего IP уже голосовали. Голосовать

  • «Скандинавам» — они обеспечивают лучшую проходимость и устойчивость на скользкой дороге
  • «Европейкам» — на них машина управляется зимой почти так же хорошо, как летом
  • Мой выбор – шиповка

× Вы или с вашего IP уже голосовали. Результаты