Oлeг Нaзaрeнкo, Директор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров, дал рекомендации о том, как противостоять мобилизации частного транспорта.
Прежде всего, не следует бояться того, что для нужд армии будут брать легковые автомобили простых граждан – они там просто не нужны. В первую очередь военных будут интересовать автобусы, грузовики, строительная и другая специальная техника.
В то же время, нельзя исключить того, что автомобиль престижной марки простого гражданина приглянется кому-нибудь из «власть имущих» и под предлогом мобилизации его захотят забрать. В этом случае Олег Назаренко рекомендует следующее:
- Для того, чтобы мобилизовать автомобиль, должны вручить документ, похожий на повестку, в котором должен расписаться непосредственно владелец автомобиля. Если владелец авто – активный человек, его трудно застать дома, а без его росписи изъятие будет незаконным.
- Может оказаться, что мобилизуемое авто не на ходу – отсутствуют важные дорогостоящие элементы зажигания или топливной системы.
- Мобилизация предполагает составление акта-приема передачи. Если владелец авто считает, что его права нарушаются, можно просто не подписывать этот акт.
- В законе не прописано наказание за отказ отдать свой автомобиль для нужд армии, поэтому нет никаких оснований налагать штраф, а тем более, заводить уголовное дело.
- При постановке автомобиля на учет в ГАИ можно написать заявление о запрете передачи персональных данных другим лицам. Так данные о вашем авто не попадут в военкомат.
В целом Олег Назаренко считает законопроект недоработанным, поскольку конкретные механизмы мобилизации и возврата частного транспорта в нем не прописаны. До тех пор, пока Кабинет министров не сформулирует эти правила, мобилизация автомобилей не начнется.