Пoдeлиться:
3
Aвтoр:
Мaксим Бeрёзкин
Пoчти кaждый aвтoвлaдeлeц xoть рaз в жизни стaлкивaлся с прoцeссoм пoкупки или прoдaжи пoдeржaннoгo aвтoмoбиля – и прoцeсс этoт сoпрoвoждaлся нeкoтoрыми специфическими действиями. Одно из них – создание фотографий, которые должны влюбить в машину потенциального покупателя, а заодно дать ему максимально полное впечатление о ее дизайне, особенностях, достоинствах и техническом состоянии. Как «продать» автомобиль еще до очной встречи с покупателем, какие ошибки нельзя совершать, и как сделать отличные фотографии, когда под рукой не профессиональная камера, а только мобильный телефон? Выясняем нюансы в беседе с профессиональным фотографом – и этот мастер-класс будет актуален до тех пор, пока существует вторичный автомобильный рынок.
Готовимся к съемке
Помните, как мы готовились к профессиональной студийной съемке автомобиля? Тогда он, купаясь в лучах света на белоснежной циклораме, был словно под микроскопом, и нельзя было упустить ни малейшего нюанса. Разумеется, подготовка машины к съемке для продажи будет не столь кропотливой, но главный принцип останется тем же: правильная подготовка к съемке – это половина успеха.
Разумеется, первейшим и очевиднейшим действием при подготовке автомобиля является его мойка. Не стоит скупиться на этой процедуре. Во-первых, нужно тщательно отмыть автомобиль снаружи, не оставив грязи на фартуках бамперов, в арках и на нижних кромках порогов и боковых зеркал. Во-вторых, нужно обязательно продуть сжатым воздухом и протереть машину: потеки воды на фотографиях создают впечатление «небрежной подготовки на скорую руку», что характеризует вас в глазах потенциального покупателя как не слишком рачительного хозяина – а вы ведь вовсе не такой, правда?
В-третьих, качественная уборка салона тоже должна войти в этот комплекс работ: грязные ковры, мелкий мусор на полу и сиденьях и пыль на передней панели сразу оставляют крайне неопрятное впечатление. Если сиденья и обшивки дверей испачканы или загрязнились от времени, можно озаботиться и химчисткой: не забывайте, что перекупщики автомобилей зарабатывают львиную долю своих барышей только на этих процедурах, придавая автомобилю первозданную свежесть с малыми затратами.
Следующий шаг на пути к успешной продаже – выбор правильной локации для съемки. Многие часто пренебрегают этим фактором, снимая мокрый автомобиль, истекающий водой, прямо на выезде с автомойки, или быстро «отщелкивая» его перед парковкой у дома или в собственном гараже в ближайшем кооперативе. На деле это приводит к тем же последствиям, что описаны выше: потенциальный покупатель справедливо полагает, что в содержании, ремонте и обслуживании машины владелец столь же поверхностен, как в фотографии, и ищет более «ухоженные» варианты. Кроме того, фотография на фоне гаража отпугивает еще и своей скрытой подоплекой: складывается впечатление, что машина «живет» в гараже, а не ездит, а значит, имеет технические проблемы или требует вложений по обслуживанию после долгой стоянки.
На самом деле, рецепт фона для успешной фотографии автомобиля на продажу довольно прост – нужно просто не допускать серьезных ошибок. Авто не нужно фотографировать на фоне гаражей, облезлых хрущевок, обклеенных объявлениями, или, чего доброго, мусорных баков. Но и искать живописнейший пейзаж тоже вовсе необязательно: достаточно найти ровную, приглядную, контрастную и равномерную по цвету стену, «оторвать» автомобиль от нее и не полениться переставить его три-четыре раза, чтобы отснять все необходимые ракурсы в одинаковых условиях.
Владимир Седов
фотограф, PM-Photo.ru
Наш сегодняшний «продаваемый» Rapid – красного цвета, что в сочетании с глянцевыми черными элементами говорит о его принадлежности к специальному исполнению Monte Carlo. Соответственно, для съемки нужна стена не красного цвета, чтобы автомобиль не слился с поверхностью, и все элементы его дизайна были выгодно очерчены на контрастном фоне. Мы выбрали белую стену – она дает «воздушность» кадру и не делает снимки излишне мрачными, а красный автомобиль выглядит на ней как на «урбанистической циклораме».
Логичное и очевидное, но важное замечание: съемку автомобиля стоит проводить незадолго до его продажи. Даже красивые фотографии машины на фоне сугробов не произведут должного впечатления в июле – автомобиль либо сочтут «стоящим», либо подумают, что с момента съемки он подрастерял свой лоск, вследствие чего от актуальной картины владелец решил отказаться. Еще одно замечание проистекает из сказанного выше: если ваш автомобиль редкий или специфический и долго не продается, не ленитесь обновлять фото «по сезону»: это точно увеличит его шансы на новое знакомство.
Свет в нашем случае, конечно, не так критично важен, как в случае с профессиональной съемкой на открытом воздухе, но и здесь действуют те же принципы. Для съемки нужен мягкий свет – не стоит снимать на солнце, где всех будут ослеплять отраженные лучи, или в сумерках, не говоря уже о ночной съемке. Однако если вы уже подготовили автомобиль, а на небе ни облачка, можно просто поискать подходящую площадку в тени от большого здания.
Для съемки лучше использовать облачную погоду, поскольку в таком случае не будет яркого прямого света и жестких бликов, которые садятся на кузов автомобиля. Кроме того, в ярких солнечных лучах поверхность краски подержанного автомобиля раскроет все свои крошечные недостатки в виде микроцарапин, появляющихся при эксплуатации и мойке. Достойно показать себя в таких условиях способен только новый автомобиль – например, на нашем «модельном» Rapid таких дефектов нет. Ну а даже после первого года совместной жизни машину стоит фотографировать иначе – в облачную погоду или даже после дождя. Не рекомендую снимать и под деревьями: проходящий сквозь крону прямой свет даст ненужные блики и засветы и повлияет на итоговую картинку.
Владимир Седов
фотограф, PM-Photo.ru
В завершение разговора по подготовке автомобиля упомянем такой спорный пункт, как мойка двигателя и подкапотного пространства. Многие полагают, что, приведя в порядок и кузов, и салон автомобиля, и багажное отделение, стоит так же тщательно отмыть и все, что таится под капотом. Этим же приемом пользуются и упомянутые выше перекупщики – но это разговор особый, поскольку они часто маскируют мойкой технические дефекты, удаляя потеки масла или брызги текущего антифриза. Однако именно из-за этого не стоит быть столь же старательным в подготовке подкапотного пространства: тщательно вымытый двигатель может вызвать ненужные подозрения, а иногда даже стать поводом для отказа от просмотра потенциальным покупателем. Поэтому максимум, что можно сделать – это протереть от грязи пластиковый кожух, прикрывающий двигатель, но не пытаться превратить свою машину в выставочный экземпляр, сияющий первозданной чистотой моторного отсека.
Приступаем к съемке
Сама съемка автомобиля при условии правильной подготовки превращается в легкий и быстрый процесс. Имеющиеся технические ресурсы в виде смартфона или недорогой цифровой «мыльницы» всегда готовы к съемке – стоит разве что убедиться в чистоте оптики да достаточном заряде батареи, чтобы фотосет не был разорван на две части из-за внезапной разрядки камеры. Осталось лишь правильно выставить автомобиль и, крепко держа смартфон в не дрожащих руках, отснять вожделенные кадры.
Если позволяют технические условия, в идеале фотографий экстерьера автомобиля при продаже должно быть восемь: анфас, три четверти спереди, профиль, три четверти сзади и прямой вид сзади – а также симметричные фотографии с другой стороны, чтобы убедить покупателя в отсутствии дефектов на какой-либо из сторон. Высота положения камеры при этом не критична: «интересующийся» автовладелец сам лучше знает, с какого взгляда лучше всего выглядит его машина, а если такого понимания нет, то съемка «от груди» или «от лица» будет исчерпывающе достаточна. Ну и еще один нюанс, который можно перенять из студийной съемки – положение передних колес: их либо нужно выставить прямо, либо поворачивать так, чтобы диск всегда находился лицом к зрителю.
Владимир Седов
фотограф, PM-Photo.ru
При съемке важно не увлекаться: во-первых, многие доски онлайн-объявлений имеют четкое ограничение на число снимков (об этом, в частности, идет речь выше при указании восьми кадров экстерьера при наличии «технических условий»), а во-вторых, нужно помнить, что для продажи нужны максимально информативные и конкретные фотографии, а не высокохудожественные кадры отдельных стилистических решений.
Не стоит забывать, что в фотографиях продаваемого автомобиля ценится информация, а не красота. Не стоит фотографировать поворотник так, чтобы он занимал 80% в поле кадра, даже если он очень красивый. Отдельные элементы на фото могут быть ценны лишь если автомобиль нестандартный – например, в тюнинге, и такой элемент может с первого взгляда «заманить» потенциального покупателя.
Владимир Седов
фотограф, PM-Photo.ru
Пример такой условной важности – на фото: наш сегодняшний Rapid – в исполнении Monte Carlo, что означает особую отделку салона со спортивными сиденьями, а также стилистические контрастные элементы в экстерьере, подчеркивающие сильные стороны «граненого» кубического дизайна. И для того покупателя, который ищет именно такой автомобиль, это будет настоящая находка, поэтому логотип Monte Carlo должен ненавязчиво попасть в кадр, подтверждая специальное исполнение. Однако главное – не перестараться: человек, не заинтересованный именно в этой специальной версии, увидев на фотографиях не общие изображения кузова и салона, а сплошь крупные планы спортивных сидений, накладок на педали из нержавеющей стали, биксеноновых фар, контрастно-черных зеркал, спойлера и дисков, не получит желаемой фактической информации об автомобиле.
Многие полагают, что настройки камеры в смартфоне обязательны для создания идеального кадра – однако это далеко не всегда верно. Дело прежде всего в том, что такие «неспецифические» камеры оптимизированы производителем именно для съемки в режиме «достал – нажал», без дополнительных временных затрат на тонкую настройку. Иногда она может принести некоторый результат, но если говорить в целом, то не стоит переоценивать важность ручных регулировок для качества итоговой картинки.
При съемке на смартфон я иногда пользуюсь лишь регулировкой яркости: если в кадре все кажется слишком ярким, я ее убавляю. Очень важно при этом убедиться, что яркость экрана не «выкручена на минимум», чтобы правильно оценить ее для будущей фотографии, иначе она получится значительно ярче, чем вы представляли ее при съемке. Все же прочие инструменты мало помогут итоговому кадру: к примеру, HDR – high dynamic range, или расширение динамического диапазона – устраняет легкие провалы в тенях, но требует тщательной подготовки в выборе светотеневой картины, и невооруженным глазом увидеть эффект от применения HDR в фотографии, сделанной на смартфон, будет весьма сложно.
Владимир Седов
фотограф, PM-Photo.ru
Постобработка
Не стоит пренебрегать постобработкой, полагая, что она может повлиять только на качество профессиональных фотографий – на сегодняшний день существует такое количество простых и эффективных программ для постобработки изображений, что порой даже весьма посредственный кадр удается превратить в шедевр мобильной фотографии. Кадрирование, несложное удаление ненужных элементов, корректировка цветовой температуры или яркости, настройка контрастности – все это доступно в современных программах из магазина приложений, и зачастую бесплатно или за небольшие деньги.
К примеру, такой софт сможет помочь вам исправить ошибки, допущенные при съемке, или частично компенсировать отсутствие нужных вам условий. Мы не будем давать конкретных рекомендаций, чтобы не вызывать споров, но быстрый поиск легко даст вам названия самых популярных, эффективных и удобных программ. Главное – не злоупотреблять ими…
Типичные ошибки
Некоторые типичные ошибки при съемке мы уже перечислили, говоря о правильной подготовке автомобиля или выборе оптимального фона. Но даже отлично подготовленный автомобиль на хорошем фоне иногда не гарантирует эффективного результата при продаже – и очень часто это случается из-за того, что об эффективности забывают в погоне за эффектностью.
«Моя машина не такая, как другие – вот какие у меня оригинальные диски, вот какой я поставил набалдашник рычага КПП, а уж аудиосистема у меня – закачаешься…» – думают некоторые, делая очередной круг вокруг отполированного автомобиля. На деле же оказывается, что диски – исключительно дело вкуса, а за мощную аудиосистему никто не готов доплатить ни рубля. И, не найдя детализированных фото обеих сторон машины или состояния салона, покупатель отправляется на дальнейшие поиски, хотя и просматриваемый автомобиль отнюдь не плох – просто при его съемке были неправильно расставлены приоритеты.
Еще одна вещь, которая может как спасти, так и «убить» фотографии – это постобработка. Многие неопытные пользователи, впервые получив в руки довольно мощные инструменты для редактирования, настолько увлекаются процессом, что на выходе получаются фантастические плакаты, которыми может любоваться владелец, но которые не дадут никакой внятной информации потенциальному покупателю. Поэтому, стараясь сделать свой автомобиль привлекательным, не заигрывайтесь – помните, что эффективность в фотографиях продаваемого автомобиля куда важнее их эффектности.