Интервью с Григорием Рузавиным, техническим директором Bosch — Колеса.ру

К.:   Гoвoря o кoнкурeнтныx нишax врoдe лaмп, двoрникoв, свeчeй, рeмнeй, фильтрoв, AКБ, гдe Bosch пoзициoнируeтся пo цeнe вышe срeднeгo и прaктичeски «прeмиaлeн», зaмeчaeтe ли вы спад спроса в последние годы, учитывая снижение доходов населения? Видите ли уход от вас к более доступным брендам? И есть ли спад в целом по рынку? Грубо говоря, стал ли российский автомобилист в условиях нехватки денег экономить на новых щётках, колодках или свечах, оставляя имеющиеся с мотивировкой «ещё походят»?

Г.Р.: Пару лет назад участники рынка отмечали существенное падение во всех сегментах. Оно было в 2014 году, и Bosch не стал исключением. Тем не менее, по нашим оценкам, компании удалось увеличить свою долю на рынке за счет ухода потребителя от оригинальных запасных частей. Те, для кого оказалось слишком дорого покупать товары пусть и очень качественные, но предназначенные только для фирменных СТО и несущие на упаковках наименования ведущих автомобильных брендов, обратились к продуктам, предназначенным для вторичного рынка.

Мы делим наш вторичный рынок на сегменты LPP, MPP и HPP (группы низкой, средней и высокой ценовой категории). Продукция группы Bosch представлена во всех этих трех сегментах, в самых разных товарных группах. Именно это обстоятельство очень помогло нам пережить кризис. Тем не менее, мы поставляем пусть и более бюджетный, чем оригинальные запасные части, но качественный продукт.

В 2016 году рынок активно восстанавливался и, сейчас мы регистрируем рост продаж по всем группам автомобильного направления, причем продажи растут как в натуральном, так и в стоимостном выражении. Начало текущего года внушает нам большой оптимизм: за 5 месяцев работы текущего года продажи выросли по сравнению с аналогичным периодом прошедшего года более чем в полтора раза.

Мы, правда, думаем, что во второй половине года такого прироста уже не будет, потому что в конце прошлого года рынок уже начал расти. Как я уже сказал, Bosch представлен во всех трех ценовых сегментах. Например, у нас есть три линейки щеток стеклоочистителей, представленных в разных ценовых сегментах, что позволяет нам сохранять лидирующее место на рынке в этой товарной группе. Кроме того, пару лет назад мы вывели на рынок бюджетную линейку ламп накаливания, которая сразу стала пользоваться большим успехом у потребителя. Аналогичная ситуация с аккумуляторами.

1 / 3

2 / 3

3 / 3

К.: В связи с этим нет ли каких-нибудь бюджетных линеек, суббрендов и так далее?

Г.Р.: Конечно же, есть. Например, под брендом Bosch мы продаем аккумуляторы сегмента HPP, а аккумуляторы среднего ценового сегмента продаем под маркой Gigawatt. Аналогичная ситуация со свечами зажигания. Свечи сегмента HPP продаются под брендом Bosch, среднего сегмента — под маркой EZ Yttrium, а низкого LPP — EZ Standart. Все свечи бренда EZ производятся на заводе в Энгельсе Саратовской области. При этом все продукты любого сегмента соответствуют высоким стандартам качества нашего концерна.

К.: Каков ваш объём продаж по разным сегментам продукции в России за 2016 и часть 2017 года, в штуках и в рублях? Падает объём или растёт?

Г.Р.: По нашим наблюдениям, самый большой спад в течение двух кризисных лет произошел в среднем ценовом сегменте.

К.: Часто ли подделывают продукцию Bosch? Во сколько вы оцениваете рынок поддельной продукции своего бренда, и как вы с этим боретесь?

Г.Р.: Не секрет, что подделывают. Сейчас все подделывают. Много подделывают, давно подделывают, и, нужно сказать, подделывают хорошо. Мы, естественно, работаем и в этом направлении, защищаем свой бренд. Как по заявкам потребителей, так и самостоятельно мы, совместно с нашим провайдером, посредником, который занимается реализацией, инициируем проверки и делаем контрольные закупки на рынках Российской Федерации.

Самое пристальное внимание мы уделяем рынкам Нижнего Новгорода, Тольятти, Самары, Санкт-Петербурга, Москвы. Могу сказать, что по результатам этих проверок в производстве находится более 20 административных и уголовных дел. Делается это так: производится контрольная закупка, и с помощью нашего эксперта определяется, контрафактный это товар или нет. Подделывают многие группы товаров, в частности, бензонасосы.

Мы сейчас знаем источники, где все это подделывается. В наших учебных центрах мы обучаем сотрудников отличать подделки от оригинальной продукции, а поскольку наши сервисные центры занимаются также и гарантийными вопросами, нам важно, чтобы контрафактные узлы не попадали под обслуживание по гарантийным обязательствам. Внимание уделяется всему — и особенностям производства, и деталям упаковки. У нас есть специальный каталог с фотографиями, где показано, на что нужно обращать внимание. В целом мы инвестируем в такие проверки весьма значительные средства.

Статьи

«Ресурс современной АКПП – 1 млн километров»: интервью с гендиректором «ZF Руссия» Олегом Молотковым

К:  Если позволите, начнем с информационного повода – недавнего представления новой коробки. Для каких автомобилей предназначен свежий восьмиступенчатый «робот»? Или хотя бы для продольного или поперечного расположения…

14085

8

10
03.08.2016

К.: А как обстоят дела с информированием непосредственно покупателя? Например, разместить информацию о том, на что обратить внимание, на официальном сайте в интернете?

Г.Р.: Поступить так — значило бы облегчить жизнь изготовителям контрафакта. Мы специально этого не делаем, но вот нашу торговую сеть первого уровня, то есть дилеров, мы, естественно, информируем. И мы предупреждаем их, что производим контроль рынка, и просим их предупреждать все торговые компании, с которыми они работают, что такая работа ведется, что они могут быть проверены, и что если они будут покупать и продавать под нашими сертификатами и прикрытием всех наших документов поддельные изделия, то они будут нести за это ответственность.

К.: А все-таки, в какую сумму вы оцениваете рынок фальсификата, ну или в процентах от вашего объема реализации?

Г.Р.: Мы не проводили таких оценок. Компания исходит из того, что нужно сдерживать распространение подделок самым активным образом. Мы не знаем, какое количество фальсификата производят на фабриках в Китае или Турции. Наша задача, чтобы такая продукция, будь то свечи зажигания или бензонасосы, не попадала в торговую сеть.

К.: Есть ли у вас система проверки подлинности продукции? Чтобы, скажем, в магазине покупатель мог сверить номер или есть какие-то степени защиты упаковки?

Г.Р.: Конечно же, такая система у нас есть. На многие изделия, относящиеся к сложно-техническим, нанесены QR-коды, и в магазине с помощью смартфона вы можете проверить их подлинность. Обучаем мы этому и на наших курсах. И вот эта информация есть на сайте.

А для сложных технических систем, например, дизельной аппаратуры Common Rail, у нас два года назад запущена программа Q-Scan, которая направлена на то, чтобы не было как подделок, так и неофициального ремонта. Ведь ремонт таких изделий должен, например, проводиться в «чистой комнате», где количество пылинок в воздухе определено жестким стандартом. И если этот стандарт не соблюден, то изделие, переданное после ремонта потребителю, может оказаться некачественным.

Поэтому мы внедрили систему, согласно которой запасные части для такого ремонта мы продаем только дизельным сервисам, имеющим статус наших партнеров и располагающим как соответствующим оборудованием, так и обученным на наших курсах персоналом. Сотрудники такого сервиса имеют право наклеить специальную наклейку с QR-кодом. Этот код попадает в систему и хранится на сервере в Германии, а вы как потребитель можете этот код просканировать и проверить, был ли этот инжектор отремонтирован, где, когда, сколько раз… Изделие получает специальную упаковку с этикеткой, которую тоже можно проконтролировать. Таким образом, мы защищаем не только запасные части, которые продаются через торговую сеть, но и те, которые мы ремонтируем.

К.: Будете ли выводить что-нибудь новое на наш рынок в 2017 году?

Г.Р.: Мы постоянно выводим на рынок новые продукты. В этом плане мы идем за автопроизводителями. Как только появляется новая модель, первым шагом становятся поставки производителю, для установки на конвейере, а следующим шагом становятся поставки на вторичный рынок. Там уже они делятся на три ценовых сегмента — высокий, средний и низкий. А какие именно продукты мы выведем в 2017 году — нужно уточнять, потому что они есть абсолютно во всех товарных группах, которыми занимается наш концерн.

К.: Было упомянуто, что у вас есть своя система интеграции смартфона на платформе iOS с медиасистемами автомобиля. Вы не в курсе, планируется ли аналогичная система под Android? И в чем принципиальное преимущество вашей системы относительно Apple CarPlay?

Г.Р.: На самом деле, у нас много разнообразных приложений под Android, и есть более 20 программ, которые работают параллельно в этих двух системах. Что же касается системы mySPIN, то, видимо, она будет реализована и на платформе Android, как только будет достигнуто соглашение с Google.

К.: Хорошо, а где владелец iPhone может скачать программу mySPIN? У вас на каком-то специальном сайте?

Г.Р.: Да нет, на AppStore, там же, где и все другие приложения для iPhone. Там она есть. Но есть и множество других наших приложений, например, специальные приложения для автомехаников по подбору запчастей, или приложение в помощь водителю для чтения кодов неисправностей, или приложение, облегчающее прокладку жгутов электропроводки с помощью изображений дополненной реальности. В России и на Google Play, и в AppStore есть приложения по подбору аккумуляторов и щеток стеклоочистителей.

К.: Есть ли в линейках Бош какие-нибудь продукты, сделанные специально для России?

Г.Р.: Собственно говоря, специальных продуктов исключительно для России у нас в гамме нет. Даже заводы, которые работают в России, до 50% своей продукции поставляют в Европу, прежде всего, на заводы Nissan и Renault. Даже системы, предназначенные, например, для КАМАЗов, продаются по всему миру, потому что автомобили этой марки активно экспортируются за рубеж.

Сеть сервисных станций Bosch также представлена во всем мире. И, например, топливная аппаратура, разработанная на специальном центре в одном из наших инжиниринговых центров и поставляющаяся на КАМАЗ, может быть обслужена и починена в нашем центре, например, в Южной Африке, где есть такие же стенды с такими же инструментами и оснасткой.

К.: У Bosch почти нет конкурентов как у производителя сложных топливных систем. Скажите, а они остаются ремонтопригодными? Имеются в виду системы непосредственного впрыска на бензиновых и дизельных моторах автомобилей последних лет?

Статьи / Практика

Проверяй, но доверяй: как диагностируют и ремонтируют форсунки дизелей

Когда ехать в сервис?
Думаю, не открою Америки, если скажу, что ремонт дизельной топливной аппаратуры — это дорого. Особенно если пропустить тот момент, когда ещё возможно что-то исправить, не перебирая всю запущенную…

5282

1

8
22.05.2017

Г.Р.: Я уже частично ответил на этот вопрос. Жизнь продукта начинается с поставок его автопроизводителю в качестве автокомпонентов. Например, система Common Rail состоит из насоса, топливной рампы и инжекторов. Когда такие системы только появились, то даже по гарантии предусматривалась только замена насоса без его ремонта. Но как только была разработана технология, а в нашем стоке появились соответствующие запасные части, а также учебная программа по ремонту, мы начали ремонтировать насосы.

То же самое касается инжекторов. Когда-то мы их не ремонтировали, а полностью меняли. Но сейчас уже вышли сначала первая, затем вторая, а теперь и третья ступени ремонта. Под каждую ступень нужна была оснастка, нужны были запасные части и нужно было обучение персонала. На сегодня все это имеется. Но по мере усложнения систем растут и требования к оборудованию и персоналу. Изделия настолько высокотехнологичны, и настолько велики требования к ним по чистоте обработки, к работе с «ювенильными» размерами, что требования к нашим сервисным станциям постоянно растут. Мы их аттестуем и постоянно проверяем по многим параметрам, в том числе оцениваем методом «тайного покупателя», инвестируем огромные средства в обучение, и стоит сказать, что не далеко не все выдерживают работу по этим стандартам. А сам стандарт постоянно повышается.

Мы рекламируем и продвигаем только тех, кто остается, поскольку именно в таких сервисах можно получить качественный ремонт по нашим технологиям. В принципе я могу сказать, что сложные системы мы ремонтируем, но делать это должны обученные специалисты с использованием специального оборудования и с применением специализированных запчастей, и только тогда мы можем гарантировать положительный результат. А были ли соблюдены эти условия, можно проверить по QR-кодам, о которых я уже рассказал.

К.: А я правильно понял, что сейчас вы являетесь основным поставщиком комплектующих (естественно, по соответствующим направлениям) для Nissan, Renault и АвтоВАЗа?

Г.Р.: Вы имеете в виду поставку на конвейер? Мы боремся за это. Но все-таки главное для моего отдела — это афтермаркет. На вторичный рынок мы поставляем компоненты для абсолютно всех моделей. У нас есть специальное программное обеспечение ESI[tronic], и вы легко можете убедиться в том, какой огромный спектр запчастей есть в нашей линейке для любой, выбранной наугад модели любой марки.