Интервью с актёром Игорем Скляром — Колеса.ру

Инь и Янь aвтoвoждeния

К.: Игoрь Бoрисoвич, кaк нaчaлся Вaш рoмaн с aвтoмoбилeм?

И. С.: Рoмaн случился пoзднo, в Мoсквe нaчaлa 80-x. Этo пoчти криминaльнaя истoрия. Я oсвaивaл вoждeниe нa aвтoмoбилe знакомых – «шестерке» Жигулей и полтора года ездил без прав. Затем в моем распоряжении оказалась «девятка», которая тогда считалась весьма фешенебельной. Первые шаги по автовождению мне помогала делать женщина, и, следуя женской логике, упустила самое главное.

К.: Что именно?

И. С.: Я долго не понимал, почему глохнет машина, когда я останавливаюсь. Это продолжалось до тех пор, пока я не вышел из себя и не стал выяснять причину. Я был уверен, что дело в технической неисправности. Но оказывается, моя знакомая-инструктор забыла сказать мне про нейтральную передачу! Я о ней не подозревал, и соответственно, не пользовался. Собственной машиной я обзавелся в начале 90-х, но тоже благодаря прекрасному полу, а именно моей жене Наташе.

К.: Каким образом?

И. С.: Она пожелала водить автомобиль, и я купил ей в подарок маленькую белую Оку. Обучение на площадке проходило успешно, но при выезде на дорогу Наташа впадала в легкий столбняк. Поэтому первые три года на «подарке» ездил я сам.

Секреты счастья и общения с «кошками»

К.: У Вас есть знаменитая история с Окой…

И. С.: Вы имеете в виду аварию? Меня раскрутило на дороге, я перевернулся, лежал на крыше, и ни одной царапины! Это говорит о качестве брони – ее у нас хорошо делают.

К.: Вы были пристегнуты?

И. С.: Нет, но это по молодости. Сейчас я пристегиваюсь всегда, даже на заднем сиденье в провинции, когда мне говорят – да здесь у нас спокойно, можете не пристегиваться! На что я отвечаю – это вы можете не пристегиваться.

К.: Что заставило Вас стать таким осторожным?

И. С.: Случай с моим другом, который на Audi влетел в препятствие. Он не был пристегнут, сработала подушка безопасности, и в результате его лицо превратилось в фиолетовый блин. Меня это впечатлило.

К.: В общем, Ока оказалась для Вас счастливой!

И. С.: У меня все машины счастливые. Просто надо испытывать удовольствие от жизни, и тогда все будет в счастье, в достатке и в хорошем настроении.

К.: Это какой-то особый секрет, может быть, восточная мудрость?

И. С.: Нет, это обыкновенный здравый смысл и кругозор. Если человек читает, слушает, наблюдает, сравнивает, бывает в разных местах и ему многое интересно, то данная мудрость к нему обязательно придет. Если, образно говоря, «сидеть в подвале», то где взять информацию для сопоставления и оценки самого себя? Лет сорок назад я прочел фразу, которая мне очень понравилась: «Пока мы ругаем нашу жизнь, она проходит». То же и в отношениях. Я, например, люблю лошадей и собак и не очень жалую кошек. Автомобиль – моя единственная «кошка», но с ним я общаюсь, как с живым существом, и, поверьте, при подобном отношении ответное будет примерно таким же.

К.: Видимо поэтому кошки из семейства Jaguar прочно у Вас обосновались…

И. С.: Я не могу представить своей другую машину. Во всяком случае, никому не завидую и ни с кем не хотел бы меняться. Разве что мне нравится Aston Martin… Но на него нужны средства, и потом, на мой взгляд, это немного пижонский автомобиль. Он не подходит к нашей жизни, нашим дорогам и нашему менталитету. У нас даже Porsche Carrera выглядит инородным телом.

Приятное совпадение

К.: А почему бы Вам не поездить на Aston Martin, допустим, в кино в роли какого-нибудь криминального авторитета в Монако?

И. С.: Вряд ли предложат. К тому же у меня отношение к этой машине как красивой артистке – нравится, но это не значит, что она обязательно должна стать моей женой или возлюбленной. К тому же у меня уже есть Jaguar, вполне гармоничная машина. В наших условиях это такой Aston Martin для бедных. Чтобы сняться на таком автомобиле в кино, надо, чтобы вкусы с режиссером совпали. Такое у меня было только однажды.

К.: В каком фильме и с кем?

И. С.: Я снимался у Виктора Мережко в фильме «Подземный переход» и оказалось, что у нас машины одной марки. Кстати, это совпадение вкусов сохраняется до сих пор. В картине Мережко я играл начальника телевидения, и он решил, что мой герой будет ездить на голубом Ягуаре, а для создания образа даже уступил мне свои очки.

Про изгибы и особенности женщин

К.: Игорь Борисович, у Вас уже третья машина одной марки. Почему Вы так пристрастились к Ягуарам?

И. С.: Это как если бы меня спросили, четвертая жена подряд и блондинка, почему? У Достоевского в «Братьях Карамазовых» Митя говорит про Грушеньку: «Есть у нее такой изгиб, за который я готов жизнь отдать». Так вот у Ягуара есть «изгиб», которого, на мой взгляд, нет ни у одной машины, и который выдает гармоничность. В жизни не хватает гармонии, и туда, где она есть, очень тянет, и не важно — Крым это, Монте-Карло, Гранд Каньон или Байкал. Конечно, у каждого человека свое представление о гармонии. Мне, например, по поводу моего первого Ягуара, который был ярко-красного цвета, говорили: «Почему такая женская машина?».

К.: Стереотип, наверное. Мужские цвета более сдержанные – черный, синий, серый и т.п.

И. С.: А я, покупая машину такого цвета, руководствовался другими соображениями. Это была спортивная модель, и красный цвет ей очень подходил. Почему-то никто не задает вопрос: «А почему у вас красный Ferrari?» Потому что это фирменный цвет марки и спортивного автомобиля. Сейчас, кстати, у меня любопытное название цвета машины – «икра». Коричнево-фиолетово-вишневый, очень красиво играет на солнце.

К.:   Вы чувствуете себя в этом автомобиле в большей безопасности, чем в каком-либо другом, например, в Оке?

И. С.: Нет, инстинкт самосохранения все равно заставляет себя вести за рулем так же, как в Оке. Хотя в этом Ягуаре куча электроники, и я не раз убеждался, как здорово он подруливает в нужный момент. Бывало, в гололед чувствовал, что машину понесло в сторону, и вдруг она сама возвращалась в свою колею. С прежним Ягуаром я расстался, потому что он был заднеприводным, а я на таких машинах никогда не ездил. От этого на дороге возникало чувство неуверенности, чего я очень не люблю. В жизни это иногда помогает, а за рулем – мешает. Сейчас у меня полноприводный автомобиль, а значит есть и передний привод, к которому я привык, и уверенности стало больше.

Объяснение в нелюбви к автоледи

К.: С отношением к Ягуару все ясно, а почему Вы так недолюбливаете женщин за рулем?

И. С.: Не то чтобы не люблю, просто придерживаюсь точки зрения, что каждый должен заниматься своим делом. Женщину за рулем я могу определить на расстоянии.

К.: Но Ваша супруга водит машину, и Вы с этим смирились…

И. С.: Да, но ездить рядом с ней на пассажирском сиденье я не люблю, хотя признаю, если она едет впереди меня, я вижу, что водит она хорошо. Но Наташа обычно обгоняет машину с зазором в два с лишним метра, а я, наоборот, ближе, и она, если мы едем вместе, хватает меня за руку. Ей кажется, что я делаю неправильно. У женщин другое пространственное восприятие, именно поэтому у них такие проблемы с движением задним ходом – на парковке и вообще.

Однажды я помогал знакомой после спектакля выехать с парковки – попросил ее меня подвезти. Она десять минут безуспешно пыталась выехать, пока я не сказал – вылезай, и выехал за десять секунд. Дело не в том, что я – гениальный водитель, просто женщинам, по мнению специалистов, изучающих мозг человека, противопоказан автомобиль. Они могут его водить, но делать этого не стоит. Так же, как женщинам не стоит служить в армии, брать в руки оружие и т.д. Мужчины и женщины разные, ничего не поделаешь.

К.: Женщины слишком глупые для вождения?

И. С.: Они просто другие, и, кстати, их мозг сложнее мужского, они различают больше цветов и способны делать одновременно несколько дел. Но к быстрому принятию решений и сосредоточенности на чем-то одном больше приспособлены мужчины, а это именно то, что требуется на дороге. Наташа по пути из города домой может целый час рассказывать мне какую-то историю, а когда мы приезжаем, выясняется, что я ничего не слышал. Она обижается, но я был занят другим – обгонами, перекрестками, поворотами и мог быть занят только этим! Если я вижу впереди на дороге машину, которая сигналит правый поворот, а потом вдруг через два ряда уходит налево – то 100% за рулем девушка.

К.: Но Вы согласны с тем, что есть и мужчины, которым лучше за руль не садиться?

И. С.: Есть, и почему-то, это мое личное наблюдение, очень часто эти мужчины с усами. Это удивительно. Едешь, думаешь, барышня, а обгоняешь – мужик с усами! Это актуально везде, кроме тех регионов, где усы – национальная принадлежность. Когда я служил в кавалерии, там разрешали отращивать усы только кавказцам, потому что у них это принято, и без усов они чувствуют себя голыми. А у нас видимо мужчины, отращивая усы, подчеркивают таким образом недостающую мужественность, хотя натура при этом шаткая, «женская».

Про кино и авантюризм

К.: Вам приходилось играть водителя в кино?

И. С.: Да, в фильме Сергея Вронского «Песочные часы» с участием Галины Польских и Людмилы Нильской мой персонаж – таксист Сергей – вернулся из армии и устроился в таксопарк. Эта организация как раз вступила в соцсоревнование по качеству обслуживания, стремилась, чтобы ее машины были самыми чистыми и комфортными. А я не стал говорить режиссеру, что у меня нет водительских прав. Подумал, что я, сто метров не проеду? Мне все объяснили – и я поехал. Картину снимали в Кисловодске. Город очень холмистый, с маленькими площадями. На такой маленькой площади я и въехал в дерево, врезавшись точно по центру капота.

К.: Переоценили возможности…

И. С.: Неприятно было, но на другой день на съемочную площадку пригнали новенький автомобиль – и сцену благополучно сняли. В фильме «Батальоны просят огня» я отказался водить автомобиль. По сценарию это был Willys.

Статьи / Кино

На Волге по «Улицам разбитых фонарей»: Александр Половцев о вождении в кадре и в жизни

К.: Александр Юрьевич, когда Вы получили первый опыт вождения?

А.П.: Можно считать, что в детстве – родители подарили мне мини-автомобиль с педалями: крутишь ногами, и он едет. На «взрослой» машине я впервые…

7072

0

3
25.11.2016

К.: Как на это отреагировал режиссер?

И. С.: С Владимиром Чеботаревым у нас были очень хорошие доверительные отношения. Когда я подошел к нему с предложением обсудить роль, он заявил, что мой герой Жора Витьковский – это и есть я. «Делай, что хочешь», – сказал мне режиссер. Первое, что я сделал – попросил разрешения ездить на коне. В фильме снимался кавалерийский полк, а у меня после армейской службы в кавалерии уже был опыт, и я на протяжении всей картины гонял верхом. Потом, когда я уже получил права, снимался и на военном грузовике, и на Победе. Жалею, что не удалось проехать на танке. Хотя на бульдозере я ездил – в колхозе.

К.: Любопытный момент в биографии. Как Вы оказались за рулем бульдозера?

И. С.: Во времена моего студенчества первые два года учебы начинались с отправки в колхоз «на картошку», где полтора-два месяца мы работали, кто как устроится. Таким образом, однажды я две недели пас коров верхом на лошади, и как полудеревенский житель легко с этим справился. В другой раз нужно было работать на бульдозере. Водить его я не умел, но когда мне показали, – освоил и трамбовал силос.

К.: Как Вы согласились на такой эксперимент? В Вас присутствует здоровый авантюризм, или это свойство любого актера?

И. С.: Я бы сказал, что это свойственно любому человеку, но кроме авантюризма есть инстинкт самосохранения, и если он достаточно силен, то помогает избежать проблем. Каждый при этом выбирает, что ему делать в тот или иной момент. Например, иногда про артистов говорят – рано сгорел! А я считаю, что он сгорел, когда надо, потому что тот же алкоголизм – это трусливое самоубийство, растянутое во времени, впрочем, как и наркотики. Человек же понимает, к чему это ведет, но, тем не менее, он проделывает это в свое удовольствие.

К.: Вы сторонник того, что распространенный актерский недуг – не слабость и не распущенность, а скрытое стремление к смерти?

И. С.: Скорее, безудержное стремление к удовольствию, влекущее за собой гибель. Если разобраться, то человек настроен на получение максимального количества удовольствий от жизни. Его цель – не размышления, не совершенствование мира посредством полетов в космос и т.д. Человечеством движет необъяснимая тяга к новым впечатлениям и ощущениям. Этому подчинено все, включая и желание приобрести новую машину. Но я думаю, что однажды эта страсть человечества к новым удовольствиям может его погубить и окажется опасной даже для Вселенной, в которой мы существуем. Человечество все придумывает, чтобы еще такого попробовать сделать и испытать. На мой взгляд, от окончательного безумства его останавливает только ядерное оружие.