В любыe дeсятилeтия в кoнструктoрскиx бюрo сoвeтскиx aвтoзaвoдoв внимaтeльнo изучaли нoвинки мирoвoй aвтoмoбильнoй прoмышлeннoсти. Нaши кoнструктoры не ограничивались чтением американских, немецких, английских и французских журналов. Для полноценного изучения им были необходимы настоящие машины. И Министерство по заявкам главных конструкторов заводов приобретало необходимые им иностранные образцы – в Европе и США любые автомобили имелись в свободной продаже.
До войны полный гараж иномарок содержал НАТИ, экзотические американские машины обкатывали на ГАЗе и ЗИСе. В самые тяжёлые военные годы на московском Заводе имени Сталина изучали огромные Packard, Lincoln, Cadillac, аналоги будущего ЗИС-110. На ГАЗе, планируя будущую Победу, изучали натурный образец Opel Kapitan.
В послевоенные годы настало затишье. Сказалась политическая обстановка – холодная война, борьба с «низкопоклонством перед Западом» в СССР. В то же время на Московском заводе малолитражных автомобилей, особенно после 1949 года, когда пост главного конструктора занял Александр Фёдорович Андронов, прописалась целая колонна импортных малолитражек – FIAT, Ford, Peugeot, Skoda, забытых ныне английских марок Austin, Hillman, Morris.
Победа и Волга на фоне немецких «аналогов»: Opel Kapitan, Borgward, BMW
Уже 1956 год принёс ХХ съезд КПСС и новый исторический период, который потом назовут «оттепелью». Именно тогда Министерство автомобильной и тракторной промышленности решило изучить, куда шагнул прогресс в мировом автомобилестроении. Отечественная техника стремительно устаревала. Легковое автомобилестроение ещё «держалось»: за прошедшие после войны годы появились ЗИМ и ГАЗ-69, в апреле 1956-го МЗМА выпустил новый «с иголочки» Москвич-402, ГАЗ в то же время активно готовил Волгу.
А грузовики и автобусы так и остались на послевоенном уровне: перетяжелённые, неэкономичные, с недостаточной мощностью двигателей. К тому же модельный ряд отечественных машин уже не удовлетворял всем потребностям народного хозяйства, и остро вставал вопрос о расширении типажа.
Популярные в 1950-х микролитражки: Messerchmit, BMW Isetta. А третья машина – «наш ответ» ГАЗ-18
В первые месяцы 1956 года произошел настоящий прорыв. По распоряжению нового министра Николая Ивановича Строкина было закуплено 20 легковых и 15 грузовых автомобилей, 5 автобусов, 13 бензиновых и дизельных двигателей, огромное количество комплектующих и запасных частей. Всё это великолепие в мае выставили в НАМИ, и продолжалась та выставка несколько месяцев. По одним данным, до августа, по другим – до октября. Рядом для сравнения поставили основные модели советских автомобилей.
Задача стояла такая: познакомить конструкторов и других инженеров автозаводов, представителей автотранспортных предприятий и заводов смежных производств с типажом, внешней формой и особенностями конструкции современных автомобилей. Помимо специалистов, на выставку приходили и обычные посетители-автолюбители. Обзор экспонатов проливает свет на вопрос, какие узлы и агрегаты знакомых нам машин 50-60-х годов были скопированы, и с каких прототипов.
Самый известный пример. Этот FIAT-600 по приказу министра Н.И. Строкина взяли за основу Запорожца ЗАЗ-965. Разрабатывали будущую запорожскую микролитражку на МЗМА под руководством А.Ф. Андронова, закупив для исследований и испытаний целую колонну итальянских и югославских машин FIAT
А знаменитый «жук» Volkswagen поделился с будущим Запорожцем передней торсионной подвеской
Французский Panhard Dyna – «хайтек 1950-х»: алюминиевый кузов, передний привод
Гость из братской ГДР – Audi AWE P70 с пластиковыми наружными панелями кузова, предшественник легендарного Trabant
Советским конструкторам пригодился даже Citroen 2CV. У него взяли рулевую рейку для четырёхколёсной мотоколяски С3А. Это было первое в советском автомобилестроении реечное рулевое управление
Сельскохозяйственный вариант «Белки». Конструкторы НАМИ уже забраковали эту машину как неудобную и неустойчивую на дороге
Новинка сезона – Москвич-402
Opel Rekord Caravan после выставки отправился на МЗМА, и по его образу сделали складное заднее сиденье для универсала Москвич-423
Красавец Sunbeam Rapir тоже ушёл на МЗМА. Но от него позаимствовали только включение стартёра ключом зажигания и сайлентблоки подвески
Предмет роскоши – Mercedes Benz-300, знаменитый Gullwing, прописался в ленинградском институте топливной аппаратуры ЦНИИТА, там изучали новинку для бензиновых двигателей – систему впрыска топлива
Спортивная «итальянка» Lancia Aurelia выглядела очень уж экзотично: коробка передач в блоке с задним мостом De Dion, передняя подвеска свечного типа
На ГАЗе Opel Kapitan разобрали до винтика, чтобы взвесить все детали в сравнении с аналогичными деталями Волги
Волга М21 летом 1956-го ещё не выпускается, но уже украшает выставку.
Немецкий Borgward с открывающимися по старинке против хода передними дверями. К началу 60-х эта марка прекратила существование
Двигатель BMW-502 не выдержал испытаний в НАМИ – советский бензин «убил» его меньше чем за 10 тысяч километров
ЗИМ на фоне американских седанов: Dodge, Studebaker, Ford
Американский Ford Customline испытывали на ГАЗе, особо внимательно изучая автоматическую коробку передач. Она планировалась ещё для Волги, но пригодилась на Чайке
ЗИМ ГАЗ-12 можно не представлять. В середине 1950-х машина была на пике популярности
Марка Studebaker у нас прославилась военными грузовиками, а в США- легковыми автомобилями
Dodge Coronet 1954 года тоже проходил испытания на ГАЗе
Другой большой «американец», Plymoith Savoi, поделился образцом для создания советского кондиционера воздуха
Моделям высшего класса Packard и Cadillac уделялось особое внимание. Им в 1956 году предстояло стать прототипами ЗИЛ-111 и Чайки
На ГАЗе изучали и эскизировали торсионную подвеску Packard Patrician, но серийно на горьковских легковушках её не внедрили
Внешнюю форму передней и задней части ЗИЛ-111 откровенно позаимствовали у этих Packard Patrician и Packard Caribbean. Главный конструктор ЗИЛа А.М. Кригер любил «проверенные иностранные решения». Также для нового ЗИЛа пригодилось кнопочное переключение передач от Packard
Chrysler S70 проходил испытания на ЗИЛе. Изучалась конструкция усилителя руля и тормозов, характеристика амортизаторов. От этой модели были позаимствованы компрессор кондиционера, откидное сиденье и элементы внутренней отделки ЗИЛ-111
От Cadillac 75 для ЗИЛ-111 позаимствовали гидроусилитель руля и ряд элементов кузова
В 1956 году ЗИЛ-111 ещё выглядел так и носил имя собственное «Москва»
Советский автоспорт на выставке представляла маленькая свирепая «Звезда». С 50-сильным моторчиком объёмом всего 250 см3 она развивала 200 км/ч
Копировали ли на наших заводах иномарки? Как видим, копировали. Но далеко не всегда внешнюю форму кузова. Конструкторов интересовали отдельные новые сложные узлы: например, усилитель руля, кондиционер, автоматическая коробка передач. Всё это было проще позаимствовать у импортных аналогов. К тому же у нас внимательно изучали способы снизить массу, повысить мощность двигателя.
Впрочем, изучение аналогов – не наш феномен. Зарубежные фирмы тоже внимательно исследовали продукцию своих конкурентов. Многое зависело от позиции конкретного главного конструктора. А.М. Кригер на ЗИЛе обожал копировать, а А.Ф. Андронов на МЗМА – ненавидел, старался как можно больше узлов разработать силами своей команды. Но и ему приходилось выполнять министерские приказы, как это вышло с будущим Запорожцем. Сказалось и то, что советская промышленность долго не имела возможности закупать готовые узлы у специализированных зарубежных фирм.
О грузовиках и автобусах на той выставке – в следующий раз.
ОпросКопирование иностранных аналогов — это:
-
Совершенно нормальная практика развивающихся стран
-
В технике — да, а уж дизайн могли и сами придумывать
-
Недопустимо ! Надо было всё делать самим
РезультатыPoll Options are limited because JavaScript is disabled in your browser.
- Совершенно нормальная практика развивающихся стран 60%, 301 301 60% 60% от всех голосов
- В технике — да, а уж дизайн могли и сами придумывать 31%, 155 155 31% 31% от всех голосов
- Недопустимо ! Надо было всё делать самим 9%, 44 44 9% 9% от всех голосов
Всего голосов: 50019.02.2018 × Вы или с вашего IP уже голосовали. Голосовать
- Совершенно нормальная практика развивающихся стран
- В технике — да, а уж дизайн могли и сами придумывать
- Недопустимо ! Надо было всё делать самим
× Вы или с вашего IP уже голосовали. Результаты