1. Чтo тaкoe кaскo?
Кaскo – этo тип дoпoлнитeльнoгo стрaxoвaния aвтoмoбиля, прeдпoлaгaющий финaнсoвую зaщиту oт ущерба или угона. Если обозначить разницу между ОСАГО и каско простыми словами, то ОСАГО защищает вас от ответственности за ущерб, причиненный другим людям в случае аварии по вашей вине, но не компенсирует ваши собственные потери, а каско – наоборот, защищает вас независимо от того, кто был виновен в причинении ущерба. Как раз поэтому ОСАГО является обязательным типом страхования, а каско – добровольным. Кстати, пишется слово каско именно так – многие ошибочно пишут его прописными буквами, по аналогии с ОСАГО, полагая, что это аббревиатура. На самом же деле слово каско – заимствованное, и аббревиатурой не является.
2. Почему страховка по договору каско такая дорогая?
На то есть объективные причины. Прежде всего, у каско нет верхнего лимита страховой суммы – она напрямую зависит от стоимости автомобиля, которая оговорена в страховом договоре. У ОСАГО, как мы помним, максимальный размер выплаты за причиненный ущерб равен 400 тысячам рублей, а в случае причинения ущерба здоровью – 500 тысячам. В случае с каско же можно застраховать автомобиль любой стоимости с возможностью полноценной компенсации в случае ущерба или угона – то есть, страховая выплата легко может составить несколько миллионов рублей. Но обратная сторона такой потенциальной выплаты – как раз высокая стоимость страховки. Кроме того, стоит помнить, что каско призвано покрыть все ваши ошибки (за исключением явно оговоренных в договоре) и все возможные риски, а значит, объем этих рисков побольше, нежели в случае, например, с ОСАГО.
3. От чего зависит стоимость каско?
Как уже было сказано выше, стоимость каско во многом зависит от страховой суммы – то есть, той, в которую оценен автомобиль по договору. Однако итоговый ценник зависит и еще от нескольких факторов: в этом пункте мы упомянем только те, на которые нельзя повлиять при оформлении полиса каско. Для начала, это водительский стаж людей, которые будут управлять автомобилем: логично предположить, что неопытный водитель имеет больше шансов повредить автомобиль и обратиться за выплатой. Еще один фактор – страховая история. Если у вас за плечами уже есть несколько ДТП по вашей вине, очередной полис, скорее всего, обойдется вам дороже. Ну а еще один параметр, на который вы не в силах повлиять – это угоняемость автомобиля. Машины, популярные у угонщиков, находятся в «группе повышенного риска», и стоимость каско для них, соответственно, может быть выше.
4. Как сэкономить при приобретении полиса каско?
Итак, машину вы выбрали, и на нее, как и на свой стаж и страховую историю, повлиять уже не можете. А вот на итоговую стоимость каско – очень даже можете, причем существенно. Для этого надо правильно определить необходимую вам степень защиты вашего автомобиля. Вот факторы, непосредственно влияющие на стоимость каско.
- Степень защиты от потенциальных проблем: полная защита от ущерба и угона или частичная – только от одного из этих случаев. Например, если на работе ваш автомобиль стоит на закрытой парковке, а дома – в собственном гараже, то вы можете пренебречь риском угона и застраховаться только от возможного ущерба при ДТП. Это позволит заметно снизить стоимость полиса.
- Франшиза. Сама по себе франшиза – это заранее оговоренный ущерб, который не компенсируется при наступлении страхового случая. Проще говоря, это сумма, которую вам не будет выплачивать страховщик, если ущерб будет меньше нее. Например, если договор оформлен с франшизой в 15 000 рублей, то весь ущерб, оцененный меньше этой суммы, вы будете устранять за свой счет. Это может показаться неудобным, но позволяет, например, опытным водителям сэкономить заметную сумму за счет «разделения ответственности». Впрочем, если вы неопытный водитель, но спокойно относитесь к мелким царапинам, трещинам в бамперах и зеркалах и прочим незначительным дефектам, вам тоже ничего не мешает «собирать» их в течение года, а затем устранить «в один присест», превысив сумму франшизы.
- Степень защищенности автомобиля от угона. Для страховщика важно, есть ли в автомобиле противоугонная система и где он хранится. Так, если никаких сигнализаций и противоугонок нет, а автомобиль ночует во дворе многоэтажки, стоимость каско будет выше. Поэтому зачастую может быть выгоднее оборудовать машину хотя бы простенькой противоугонной системой и выделить пару тысяч в месяц на место на ближайшей парковке, чем переплачивать заметную сумму при заключении договора каско.
- Тип возмещения ущерба. При наступлении страхового случая – например, ДТП – компенсировать его последствия можно по-разному: страховщик может починить автомобиль в удобном ему сервисе, оплатить ремонт в сервисе, выбранном покупателем или же предоставить денежную компенсацию, которую владелец авто волен потратить на ремонт сам. Нетрудно догадаться, что первый из этих вариантов наиболее удобен для страховщика, а потому и стоимость каско в этом случае может быть ниже, чем в двух других. Кроме того, вариант с ремонтом у официального дилера имеет шансы оказаться самым дорогим, так как страховщик может резонно заложить в такой полис некий повышающий коэффициент.
- Дополнительные условия. На итоговую стоимость полиса каско может повлиять еще немалое число более мелких факторов. Так, приобретение у одного страховщика полисов ОСАГО и каско может положительно сказаться на цене второго. Ваша способность немедленно оплатить наличными страховую премию – еще один способ «расположить к себе» страховщика. Выплаты в случае ДТП могут проводиться с учетом износа или без него – это тоже должно быть оговорено в страховом договоре и влияет на его стоимость. Кроме того, страховая сумма – то есть, общая сумма, на которую застрахован автомобиль – может быть агрегатной и неагрегатной. В первом случае каждая выплата по договору вычитается из этой суммы, и, например, при угоне автомобиля после восстановления при ДТП вам выплатят лишь остаток страховой суммы, не израсходованный на ремонт. Во втором случае сумма не уменьшается, и страховщик в каждом страховом случае отвечает за ущерб в полном объеме. Но легко понять, что и стоимость полиса каско в первом случае будет ниже.
- Рассрочка. Да, сама по себе рассрочка не удешевляет полис, а иногда даже напротив, слегка увеличивает его стоимость. Однако возможность оплатить стоимость каско не единовременно, а в рассрочку в течение нескольких месяцев очень часто заметно облегчает жизнь – ведь полис может обойтись в несколько десятков и даже сотен тысяч рублей.
5. Стоит ли оформлять полис каско?
Ответ на этот вопрос полностью зависит от владельца автомобиля. Мы не зря говорим «владельца»: если вы покупаете машину в кредит, то ее владельцем до полной выплаты кредита будет банк, а уж он-то совершенно точно позаботится о том, чтобы вы обеспечили полное страхование автомобиля за свой счет. Каско в подавляющем большинстве случаев является обязательным условием при покупке автомобиля в кредит.
Если же вы приобрели автомобиль без посторонней помощи, выбор за вами. Опытным водителям с большим стажем безаварийного вождения можно, например, задуматься о страховании автомобиля от угона и несчастного случая – то есть, тех ситуаций, которые не зависят от них самих. Водители с небольшим стажем оценят возможность устранить возможные последствия «тягот обучения». Кроме того, страховые компании часто предлагают довольно интересные и удобные сопутствующие условия: например, помимо рассрочки платежа, они могут компенсировать стоимость услуг эвакуатора при ДТП, быстро направить вас на ремонт в оговоренный в договоре сервисный центр, а также отремонтировать слегка поврежденный автомобиль без справки о ДТП, выдаваемой сотрудниками ГИБДД. Поэтому если вы решили застраховать автомобиль по договору каско, главное – выбрать хорошего страховщика и максимально удобные для себя условия.